Глава I. Семья как объект социально-философского исследования.I § 1. Теоретико-методологические подходы к изучению семьи как социокультурному феномену. Семья как сложное социальное явление выступает объектом теоретического осмысления специалистов многих областей знаний философии, социологии, этнографии, демографии, экономики, права, психологии, педагогики, культуроло-Л а гии и др. Иными словами: различные аспекты такого социального феномена как семья являются предметом исследования многих наук. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает те или иные специфические стороны, или аспекты формирования, развития, функционирования, распада семьи. Так, в центре внимания экономики находится семья как первичная экономическая ячейка общества —домохозяйство. В этом смысле семья выступает в качестве агента хозяйственно-экономических отношений. Для демографии основной интерес представляет совокупность семей и семейной структуры в процессе воспроизводства населения, размер и состав семьи, распространенность тех или иных 4 структур. В этнографии семья изучается с позиций особенностей укладов жизни и быта семей с различными этническими характеристиками; в ней семья предстает в исторической перспективе, прослеживается трансформация семейных форм бытия. В педагогике изучается влияние семьи на детей; здесь семья выступает субъектом мобилизации возможностей и способностей родителей, других членов семьи для формирования личности, способной к выполнению разнообразных социальных функций и ролей. Психология исследует морально-психологический и эмоциональный климат семейно-брачных и родительско-детских отношений, отношения других членов семьи и родственников. Как разновидность социальных отношении семья выступает ооъектом и социокультурной значимости и изучения. В этой связи А.А. Магомедов отмечает, что тот или иной тип семьи, ее развитие и самочувствие во многом определяются развитием общества и его институтов, в том числе и культурных институтов. Культура общества на том или ином этапе |
Глава 1. Семья как объект социологического исследования. § 1. Теоретико-методологические основы изучения семьи как социального института. Семья является уникальным социокультурным феноменом человеческой истории и цивилизации, важнейшим социальным институтом воспроизводства социума. Из всех социальных институтов именно семья, по удачному выражению крупнейшего польского социолога Я. Щепаньского, является единственным социальным организмом, «разрастающимся изнутри». [1] Но это «саморазрастание» надо понимать двояко и не сводить лишь к демографическому воспроизводству, которое как таковое, согласно выдающемуся американскому социологу Т. Парсонсу, не требует для себя специфической организации в форме семьи. Поскольку же «человеческая личность не «рождается», а «делается» через процесс социализации, постольку именно семья становится необходимостью...» [2] Семья как сложное социальное явление выступает объектом теоретического осмысления специалистов многих областей знаний —философии, социологии, этнографии, демографии, экономики, права, психологии, педагогики, культурологии и др. Иначе: семья выступает объектом комплексного изучения многих наук. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает те или иные специфические стороны, или аспекты формирования, развития, функционирования, распада семьи. Так, в центре внимания экономики находится семья как первичная экономическая ячейка общества, как агент хозяйственно-экономических отношений. Для демографии основной интерес представляет совокупность семей и семейной структуры в процессе воспроизводства населения, размер и состав семьи, распространенность тех или иных структур. В этнографии семья изучается с позиций особенностей укладов жизни и быта семей с различными этническими характеристиками; в ней семья предстает в исторической перспективе, прослеживается трансформация семейных форм бытия. В педагогике изучается влияние семьи на детей; здесь семья выступает субъектом мобилизации возможностей и способностей родителей, других членов семьи для формирования личности, способной к выполнению разнообразных социальных функций и ролей. Психология исследует морально-психологический и эмоциональный климат семейно-брачных и родительско-детских отношений, отношения других членов семьи и родственников. Правоведение формирует и кодифицирует нормативно-правовую базу семейнобрачных отношений, регламентирует жизнь членов семьи через права и обязанности последних, как по отношению к друг другу, так и по отношению к другим социальным институтам, например, государству. Право придает семье статус легитимного социального института, делает ее объектом и субъектом юридических отношений. Как разновидность социальных отношений семья выступает объектом и социокультурной значимости и изучения. В этой связи А.А. Магомедов отмечает, что тот или иной тип семьи, ее развитие и самочувствие во многом определяются развитием общества и его институтов, в том числе и культурных институтов, ибо человек, семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Культура общества на том или ином этапе его развития определяют семейные традиции, регулируют духовно-культурные потребности, а также заполненность таких основных модальностей социальной жизни, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Культура способствует развитию семьи, трансформации семейных норм и ценностей, а семья либо благоприятствует развитию культуры, либо мешает ей. К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей как членов семьи в ходе их совместной жизнедеятельности. [3] С социально-философских позиций семья одна из форм социальной общности людей, микросистема социальных связей и отношений, элемент социальной структуры. В ней реализуются как потребности общества, так и потребности личности. Размышляя о предмете социально-философского исследования семьи, российский философ Н.Д. Шимин указывал, что таковым является: |