Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 122]

формация углубляла не только демографические, социально-экономические, социально-психологические и социокультурные трудности российской семьи, но также трудности ее социальной самоидентификации и становления новой системы семейных отношении и ценностей.
Кризисные явления в процессе трансформации институциональных функций семьи прослеживаются по ряду показателей.
Одной из важнейших его составляющих является демографический кризис, непосредственно связанный с тем, что ослаблена самая имманентная функция семьи репродуктивная.а
«Фундаментальная социальная необходимость в воспроизводстве населения наилучшим образом удовлетворяется семьей как такой формой организации рождения и воспитания детей, при которой общественные потребности реализуются через личную мотивацию индивидов.
Будущее семьи как социального института обеспечено только до тех пор, пока общество в состоянии воспроизводить эту личную мотивацию».15 Современная демографическая ситуация в России является итогом длительного развития демографических, социокультурных, экономических и политических процессов в XX веке, которое было в известной мере деформировано й общественными потрясениями последних лет.
В 90-е годы XX века демографическая ситуация в стране характеризовалась низкой рождаемостью, падением брачности и ростом разводимости, низкой продолжительностью жизни населения, старением его возрастной структуры.
С 1992 года естественный прирост стал отрицательным.
С 1994 года началась депопуляция естественная убыль.численности населения в Российской Федерации.
Ухудшение демографических показателей отражает соответствующее ухудшение состояния института семьи, поскольку именно в семье в основном формируются и протекают демографические процессы.
Массовая малодетность
российч ской семьи (1-2 ребенка), высокая разводимость, падающая брачность и рост процента одиноких людей в составе населения, относительно высокая смертность (детская и взрослая), косвенно свидетельствующая о неблагополучном состоянии 154 Социологическая энциклопедия.
Т.2.
М.: Мысль, 2003.
С.
394 -396.
[стр. 68]

Выделение этих функций семьи обусловлено необходимостью представить наиболее выпукло предмет нашего исследования.
Несоответствие между актуальностью этой задачи и слабой ее разработанностью в советской и российской социологии побудило нас предпринять попытку ее решения, какой бы дискуссионной она не казалась.
Более того, выделение этих функций позволило нам сформулировать понятие «институциональный кризис семьи» следующим образом: это системное противоречие между семьей и обществом, проявляющееся в ограничении относительной автономии семьи по отношению к последнему, ослаблении ее посреднической роли в противостоянии личности и общества, в дезорганизации или частичной деструкции ее функций, несущих на себе основную нагрузку по удовлетворению потребностей общества в воспроизводстве его социальной структуры, содержании и социализации поколений.
Несмотря на то, что кризисы всегда имеют общие тенденции, кризис института семьи в России определяется тем, что на него большое воздействие оказал и продолжает оказывать особый характер развития российского общества в XX веке.
Ф На протяжении почти всего этого века Россия находилась в кризисе институциональных структур.
Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере общественных отношений.
Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусировала все кардинальные изменения, происходящие в российском обществе.
Следует отметить, что исторически детерминированный общемировой переход от патриархальной семьи к модернизированной, еще не завершился ни в одной стране.
Поэтому современная семья характеризуется достаточно высокой степенью внутренней нестабильности —это первое.
Второе —дважды наложившаяся на этот процесс тотальная трансформация всего российского общества в XX веке, проявившаяся в смене одного общественного строя другим.
Эта трансформация углубляла не только демографические, социально-экономические, социальнопсихологические и социокультурные трудности российской семьи, но также трудности ее социальной самоидентификации и становления новой системы семейных отношений и ценностей.
За этот исторический отрезок времени функции

[стр.,89]

Глава II.
Трансформация институциональных функций современной российской семьи: характер проявления и тенденции развития.
§ 1.
Демографические тенденции развития современной российской семьи.
Кризисные явления в процессе трансформации институциональных функций семьи прослеживаются по ряду показателей.
Одной из важнейших его составляющих является демографический кризис, непосредственно связанный с тем, что ослаблена самая имманентная функция семьи репродуктивная.

Анализ демографической ситуации в России и тенденций ее развития мы будем проводить исходя из концепции демографического перехода (демографической революции).
Она впервые была разработана швейцарским криминологом Л.
Рабиновичем в его книге «Проблемы населения во Франции: Очерк социологии населения» (1929 г.).
В России оригинальную версию теории демографической революции развил А.Г.
Вишневский.
[1] Исходя из тезиса К.
Маркса о том, что каждому способу производства присущи свои особенные законы населения, Л.
Рабинович проанализировал последовательность смены типов воспроизводства населения, исходя из смены способов производства.
До середины XVIII столетия в Европе существовал примитивный или экстенсивный тип воспроизводства населения, когда рождаемость едва превышает смертность, аестественный прирост населения очень низкий или отсутствует.
В отдельные исторические периоды он может быть отрицательным.
Это первая фаза демографического перехода.
За промышленной революцией (как ее следствие) происходит и демографическая революция, которая проявляется в снижении смертности, росте урбанизации, изменении репродуктивных установок населения в сторону снижения рождаемости.
Это вторая фаза демографического перехода.
Причины и следствия господства этих типов воспроизводства населения подробно нами были рассмотрены во втором параграфе первой главы.
Третья

[стр.,90]

фаза перехода характеризуется снижением уровня рождаемости, в то время как снижение уровня смертности замедляется по мере приближения к нулевой отметке, которой она никогда не сможет достичь.
Соответственно сокращается и естественный прирост.
Четвертая стадия характеризуется стабилизацией рождаемости и смертности на низком уровне, близком или равном друг другу (отсюда —прекращение роста населения) или продолжением сокращения рождаемости и ростом коэффициента смертности вследствие старения возрастной структуры, отрицательным приростом населения.
Этот процесс, по мнению Л.
Рабиновича универсален для всего индустриального мира.
Если он продолжится, то рост населения индустриальных стран прекратится совсем, наступит стадия демографического регресса, депопуляция.
Как писал В.А.
Борисов, данная концепция «...заставляет изменить интерпретацию социальной дифференциации рождаемости.
При традиционном статистическом подходе корреляционная зависимость уровня рождаемости от условий жизни понимается как постоянная и неизменная.
Концепция демографического перехода трактует эту зависимость как динамическую, меняющуюся в зависимости от фазы перехода».
[2] Современная демографическая ситуация в России является итогом длительного развития демографических, социокультурных, экономических и политических процессов в XX веке, которое было в известной мере деформировано общественными потрясениями последних лет.
В 90-е годы XX века демографическая ситуация в стране характеризовалась низкой рождаемостью, падением брачности и ростом разводимости, низкой продолжительностью жизни населения, старением его возрастной структуры.
С 1992 года естественный прирост стал отрицательным.
С 1994 года началась депопуляция —естественная убыль численности населения в Российской Федерации.
Ухудшение демографических показателей отражает соответствующее ухудшение состояния института семьи, поскольку именно в семье в основном формируются и протекают демографические процессы.
Массовая малодетность
российской семьи (1-2 ребенка), высокая разводимость, падающая брачность и рост про

[Back]