его развития определяют семейные традиции, регулируют духовно-культурные потребности, а также заполненность таких основных модальностей социальной жизни, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Культура способствует развитию семьи, трансформации семейных норм и ценностей, а се✓ мья либо благоприятствует развитию культуры, либо мешает ей. К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей как членов семьи в ходе их совместной жизнедеятельности. Правоведение формирует и кодифицирует нормативно-правовую базу семейно-брачных отношений, регламентирует жизнь членов семьи через права и обязанности последних, как по отношению к друг другу, так и по отношению к другим социальным институтам, например, государству. Право придает семье статус легитимного социального института, делает ее членов объектами и субъектами социально-правовых отношений. Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире —всех гуманитарных наук. С социально-философских позиций семья одна из форм социальной общности людей, микросистема социальных связей, взаимодействий и отношений, элемент социальной структуры. В ней реализуются как потребности общества, так и потребности личности. В социологии семья изучается на теоретическом и эмпирическом уровнях. По замечанию А.Г. Харчева, « социология изучает типы социальных отношений, характерные для семьи, факторы, определяющие численность, структуру и стабильность семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями, динамику и мотивацию браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семьи, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи, исторические г формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития».2 1Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь -1999. С. 13. 2Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль. 1979. С. 29. |
детей; здесь семья выступает субъектом мобилизации возможностей и способностей родителей, других членов семьи для формирования личности, способной к выполнению разнообразных социальных функций и ролей. Психология исследует морально-психологический и эмоциональный климат семейно-брачных и родительско-детских отношений, отношения других членов семьи и родственников. Правоведение формирует и кодифицирует нормативно-правовую базу семейнобрачных отношений, регламентирует жизнь членов семьи через права и обязанности последних, как по отношению к друг другу, так и по отношению к другим социальным институтам, например, государству. Право придает семье статус легитимного социального института, делает ее объектом и субъектом юридических отношений. Как разновидность социальных отношений семья выступает объектом и социокультурной значимости и изучения. В этой связи А.А. Магомедов отмечает, что тот или иной тип семьи, ее развитие и самочувствие во многом определяются развитием общества и его институтов, в том числе и культурных институтов, ибо человек, семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Культура общества на том или ином этапе его развития определяют семейные традиции, регулируют духовно-культурные потребности, а также заполненность таких основных модальностей социальной жизни, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Культура способствует развитию семьи, трансформации семейных норм и ценностей, а семья либо благоприятствует развитию культуры, либо мешает ей. К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей как членов семьи в ходе их совместной жизнедеятельности. [3] С социально-философских позиций семья одна из форм социальной общности людей, микросистема социальных связей и отношений, элемент социальной структуры. В ней реализуются как потребности общества, так и потребности личности. Размышляя о предмете социально-философского исследования семьи, российский философ Н.Д. Шимин указывал, что таковым является: рассмотрение семьи как специфической конкретно-исторической целостности; анализ данного явления с точки зрения его соотнесенности с целым, т.е. обществом; выяснение диалектики взаимодействия с таким социальным институтом, каким является государство, с которым она связана исторически и по существу; изучение семьи как социокультурного феномена, развивающегося в тесной связи с развитием цивилизации, культуры; определения роли и места семьи в системе общественных отношений. [4] Социология, которая наиболее тесно связана с социальной философией и демографией, по замечанию главы российской школы социологии семьи А.Г. Харчева, «...изучает типы социальных отношений, характерные для семьи, факторы, определяющие численность, структуру и стабильность семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями, динамику и мотивацию браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семьи, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи, исторические формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития». [5] Развивая эту мысль, авторы первого российского учебного пособия по социологии семьи А. И. Антонов и В.М. Медков отметили следующее: «Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанныхф семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни». [6] В социологии семьи эти положения реализуются в требовании целостного подхода к исследованию семьи как социального организма, имеющего природу социального института и малой социальной группы. Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой испол |