Развивая эту мысль, московские ученые А. И. Антонов и В.М. Медков отметили следующее: «Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социо-ь логия семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни». В социологии семьи эти положения реализуются в требовании целостного подхода к исследованию семьи как социального организма, имеющего природу социального института и малой социальной группы. Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социальныха отношений. Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при локализации социальных действий и связей, при структурировании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как малая социальная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в нее индивидов. ч В рамках философского осмысления проблемы семьи сформировались в различных концептуальных подходах. Проблемы семьи и ее отношений с обществом с древних времен находили отражение в религиях, деятельности государств, национальных культурах. Многовековые семейные традиции народов мира зафиксированы во многих исторических, религиозных и художественных произведениях. 3Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 21-22.I |
рассмотрение семьи как специфической конкретно-исторической целостности; анализ данного явления с точки зрения его соотнесенности с целым, т.е. обществом; выяснение диалектики взаимодействия с таким социальным институтом, каким является государство, с которым она связана исторически и по существу; изучение семьи как социокультурного феномена, развивающегося в тесной связи с развитием цивилизации, культуры; определения роли и места семьи в системе общественных отношений. [4] Социология, которая наиболее тесно связана с социальной философией и демографией, по замечанию главы российской школы социологии семьи А.Г. Харчева, «...изучает типы социальных отношений, характерные для семьи, факторы, определяющие численность, структуру и стабильность семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями, динамику и мотивацию браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семьи, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи, исторические формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития». [5] Развивая эту мысль, авторы первого российского учебного пособия по социологии семьи А. И. Антонов и В.М. Медков отметили следующее: «Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанныхф семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни». [6] В социологии семьи эти положения реализуются в требовании целостного подхода к исследованию семьи как социального организма, имеющего природу социального института и малой социальной группы. Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой испол нитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социальных отношений. Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при локализации социальных действий и связей, при структурировании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как малая социальная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в нее индивидов. Семья является единственным посредником в согласовании интересов личности и общества (государства). Именно эта посредническая роль семьи, по нашему мнению, и является предметом собственно социологического исследования. Степень респонсивности-нереспонсивности, т.е. согласованности несогласованности этих институтов определяет многообразие позитивных и негативных последствий для личности, семьи и общества, что и призвана фиксировать социология семьи. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность — арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения социология семьи это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений при постоянном круговороте «экзистенциального» цикла бытия. Как обеспечивается преемственность поколений, что теряется и что приобретается при трансляции социального опыта от уходящих поколений к приходящим вновь субъектам жизнедеятельности общества, за счет чего достигается устойчивость социальных структур и механизмов, каким образом происходят радикальные преобразования основ общественного порядка в ходе исторического развития вот стратегические цели институционального исследования семьи. Социальные изменения уходят своими корнями в глубину взаимосвязи между социальными институтами, в изменение положения семьи среди них. Важно при |