18 зав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Разложение коллективной собственности и появление частной собственности ведет от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную, патриархальную семью. Морган, таким образом, отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования. Эта идея была развита Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, связывал форм семьи и брака с процессом исторического развития государства и общества, в том числе возникновение моногамной семьи с развитием товарных отношении и частной собственности. «Она (семья) основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом». Энгельс утверждал, что моногамная семья —не итог индивидуальной любви, а выражение экономических условий господства мужа, и что рождение детей, наследующих его богатство истинная цель моногамии. В разработке социальных проблем семьи важное место принадлежит не только Ф.Энгельсу, но и К. Марксу, который затрагивал эти проблемы в таких произведениях как «Проект закона о разводе», «Экономико-философские рукописиI 1844 года», а их совместные работы «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство, или Критика критической критики» и другие способствовали утверждению исторического подхода к происхождению семьи, углублению анализа Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М: Политическая литература, 1985.-С . 69. 9Там же. С. 98. ч |
коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Разложение коллективной собственности и появление частной собственности ведет от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную, патриархальную семью. Морган, таким образом, отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования. Эта идея была развита Ф. Энгельсом, подчеркнувшим, что моногамная семья —не итог индивидуальной любви, а выражение экономических условий господства мужа, и что рождение детей, наследующих его богатство истинная цель моногамии. [11] Эволюционистский подход рассмотрения институтов брака и семьи неизбежно сталкивался с проблемой не просто определения порядка или очередности их смены, но и с вопросом о том, что вообще образует саму семью, уж коли она появляется из рода, и что обусловливает ее уникальность во всех известных обществах и при всех изменениях ее социально-исторических форм. Эволюционистский подход сосредоточился на определении того общего, что присуще различным формам семей в разных типах обществ. Этим общим являются функции семьи. Рассмотрение универсальности семьи и смены ее форм в истории составляет суть изучения семьи как социального института в рамках эволюционного подхода. Эволюционистский натурализм в социологии семьи, связанный с идеями Ч. Дарвина и Г. Спенсера, пробивал себе дорогу в науке, борясь с идеей изначальной данности патриархальной семьи. Теория экзогамного рода была после Моргана значительно усовершенствована английскими этнографами Л. Файсоном и Э. Тейлором, и в особенности У. Риверсом, в связи с разработкой идеи о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фратрий. Род состоял из двух половин фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода. [12] |