фические семейные ценности, необходимые для развития духовной культуры. ■ При этом духовно-идеологическая сторона семьи не исчерпывается лишь правовыми, нравственно-психологическими, политическими и эстетическими взглядами и отношениями. Она охватывает воспитательно-педагогическую деятельность семьи, связанную с практической реализацией еще одной важной ее функции — функции социализации. Передача социального опыта потомкам представляет собой личностно-формирующую сторону деятельности семьи. Она не только физически, но и духовно воспроизводит человека главное и бесценное богатство общества. Своей многосторонней деятельностью семья прямо или косвенно способствует стабильности общественного строя. Таким образом, семья удовлетворяет основные потребности общества. В силу этого в ней всегда присутствует определенный общественный интерес. Социальная сущность (природа) семьи, ее сила и притягательность заключаются в той целостности, которая присуща семье. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Семья создается для удовлетворения целого комплекса жизненно важных потребностей человека, которые реализуются через выполнение ею своих социальных функций. В отличие от других малых групп и социальных институтов, семья объединяет всю целостность своего существования, а не отдельные потребности и интересы. Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные —коллективные —общественные интересы не только благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, но и благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как фундаментальной единицы большого социального организма, именуемого обществом. Влияние семьи на развитие культуры, цивилизации особенно существенно а на институциональном уровне. Как социальный институт семья адекватно отражает процесс развития культуры, своей разносторонней деятельностью содейст185 |
В этих словах классически выражены основы того всеобщего до сих пор предубеждения против семьи как тормоза всего прогрессивного. И неважно, что прежде, под общественным благом понималось социалистическое «обобществление человека» и что сейчас под ним понимается «демократизация», «равноправие», «развитие индивидуальности» и т.п.. Важно то, что и в начале, и в конце века именно в узком горизонте семейного эгоизма, либо семейной «патриархальщины», по-прежнему видят помеху «человеческому прогрессу» и потому приветствуют все проявлениям «рассасывания семьи», построенной на «закрепощении» * женщин и детей. Эти же социальные проявления одновременно трактуются как становление новой семьи как «свободного союза равных личностей». В этой апологетике современных изменений семьи, в этой атмосфере антитрадиционалистских настроений тонет возможность постановки проблемы кризиса семьи как социального института вообще. Итак, завершая рассмотрение данного вопроса, позволим сделать следующие краткие выводы: 1. Социальная сущность (природа) семьи, ее сила и притягательность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении». [18] 2. Семья создается для удовлетворения целого комплекса жизненно важных потребностей человека, которые реализуются через выполнение ею своих социальных функций. В отличие от других малых групп и социальных институтов, семья объединяет всю целостность своего существования, а не отдельные потребности и интересы. Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные —коллективные —общественные инте ресы не только благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, но и благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как фундаментальной единицы большого социального организма, именуемого обществом. 3. Кроме того, семья как социальный институт существует не только потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, но и потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает ослабление семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества. С другой стороны, факты не эффективного выполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических, исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает ценности семьи, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства. В XX веке в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности и исчезновения семейного производства как преимущественного, которые привели к ослаблению посреднической роли семьи между человеком и обществом и ее подчиненному положению по отношению к другим социальным институтам, прежде всего, государству и праву. _ + Примечания 1. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1895. С. 95. 2. Сорокин П.А. Система социологии. —П., 1920. Т.1. С. 115. 3. Кигскра1пс К. Рашйу аз ргосезз апб тзбШйоп. ВаШтоге. 1969. Р. 19. Цит. по: Токарев С.А. Исследования семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе (краткий историографический обзор // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. М., 1987. С. 22. |