Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 185]

фические семейные ценности, необходимые для развития духовной культуры.
■ При этом духовно-идеологическая сторона семьи не исчерпывается лишь правовыми, нравственно-психологическими, политическими и эстетическими взглядами и отношениями.
Она охватывает воспитательно-педагогическую деятельность семьи, связанную с практической реализацией еще одной важной ее функции — функции социализации.
Передача социального опыта потомкам представляет собой личностно-формирующую сторону деятельности семьи.
Она не только физически, но и духовно воспроизводит человека главное и бесценное богатство общества.
Своей многосторонней деятельностью семья прямо или косвенно способствует стабильности общественного строя.
Таким образом, семья удовлетворяет основные потребности общества.
В силу этого в ней всегда присутствует определенный общественный интерес.
Социальная сущность (природа) семьи, ее сила и притягательность заключаются в той целостности, которая присуща семье.

Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения целого комплекса жизненно важных потребностей человека, которые реализуются через выполнение ею своих социальных функций.
В отличие от других малых групп и социальных институтов, семья объединяет всю целостность своего существования, а не отдельные потребности и интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные —коллективные —общественные интересы
не только благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, но и благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как фундаментальной единицы большого социального организма, именуемого обществом.
Влияние семьи на развитие культуры, цивилизации особенно существенно а на институциональном уровне.
Как социальный институт семья адекватно отражает процесс развития культуры, своей разносторонней деятельностью содейст185
[стр. 53]

В этих словах классически выражены основы того всеобщего до сих пор предубеждения против семьи как тормоза всего прогрессивного.
И неважно, что прежде, под общественным благом понималось социалистическое «обобществление человека» и что сейчас под ним понимается «демократизация», «равноправие», «развитие индивидуальности» и т.п..
Важно то, что и в начале, и в конце века именно в узком горизонте семейного эгоизма, либо семейной «патриархальщины», по-прежнему видят помеху «человеческому прогрессу» и потому приветствуют все проявлениям «рассасывания семьи», построенной на «закрепощении» * женщин и детей.
Эти же социальные проявления одновременно трактуются как становление новой семьи как «свободного союза равных личностей».
В этой апологетике современных изменений семьи, в этой атмосфере антитрадиционалистских настроений тонет возможность постановки проблемы кризиса семьи как социального института вообще.
Итак, завершая рассмотрение данного вопроса, позволим сделать следующие краткие выводы: 1.
Социальная сущность (природа) семьи, ее сила и притягательность заключаются в той целостности, которая присуща семье
и как малой социальной группе, и как социальному институту.
Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

«Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».
[18] 2.
Семья создается для удовлетворения целого комплекса жизненно важных потребностей человека, которые реализуются через выполнение ею своих социальных функций.
В отличие от других малых групп и социальных институтов, семья объединяет всю целостность своего существования, а не отдельные потребности и интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные —коллективные —общественные инте


[стр.,54]

ресы не только благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, но и благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как фундаментальной единицы большого социального организма, именуемого обществом.
3.
Кроме того, семья как социальный институт существует не только потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, но и потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей.
По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает ослабление семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества.
С другой стороны, факты не эффективного выполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических, исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает ценности семьи, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства.
В XX веке в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности и исчезновения семейного производства как преимущественного, которые привели к ослаблению посреднической роли семьи между человеком и обществом и ее подчиненному положению по отношению к другим социальным институтам, прежде всего, государству и праву.
_ + Примечания 1.
Ковалевский М.М.
Очерк происхождения и развития семьи и собственности.
СПб., 1895.
С.
95.
2.
Сорокин П.А.
Система социологии.
—П., 1920.
Т.1.
С.
115.
3.
Кигскра1пс К.
Рашйу аз ргосезз апб тзбШйоп.
ВаШтоге.
1969.
Р.
19.
Цит.
по: Токарев С.А.
Исследования семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе (краткий историографический обзор // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы.
М., 1987.
С.
22.

[Back]