Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 26]

членов, относящихся друг к другу не как к «средству» удовлетворения собственных потребностей, а как к «самодовлеющей ценности».
На наш взгляд, цель
научного изучения функций семьи как социального явления прошлого и настоящего, заключается в выяснении факторов, способствующих гармонии интересов личности, семьи и общества, единственно обеспечивающей эффективную реализацию репродуктивной и социализирующей функций семьи.
Интересно рассмотреть, как исторически достигалась эта гармония, —поскольку человечеству удавалось вплоть до XX в.
избегать депопуляции и массовой дезорганизации.
Карл Циммерман, как и некоторые другие
ученые, считал, что важно изменение взаимосвязи между двумя главными социальными институтами общества государством и семьей.
В различные исторические эпохи может существовать или равное отношение семьи и учреждений власти по поводу ответственности индивида за свои действия, т.е.
ответственности индивида перед семьей и тем самым перед обществом, или же преобладание непосредственной личной ответственности перед государством.
Последнее обстоятельство связано с
возникшим в новое время отношением государства к семье как к объекту управления и манипулирования, а не как к автономной данности, независимой от государства, церкви и других социальных институтов.
Именно это восприятие семьи способствует прямому и косвенному вмешательству государства в регламентацию отношений супругов, родителей и детей, родственников, как бы один на один оставляя индивида с персонифицированными и обезличенными орудиями государственной власти.
С другой стороны, возможность для личности ориентироваться непосредственно на внесемейные институты, так сказать, минуя семью, видоизменяет и само семейное
ОТ поведение индивидов, их внутрисемейные роли.
Здесь функциональный подход сочетается с эволюционным изучением семьи в качестве социального института.
Во второй половине XIX века возникает и другое, прикладное, или эмпирическое, изучение семьи, явно перекликающееся с функциональным подходом, акцентирующее внимание на эмоциональной близости членов семьи, на их
потреб232типегтап К.
Рагт1у ап<18о<ле1у.
МУ.
1935.
Р.
12 -33.
[стр. 26]

этом будут конвенциально наделять «семью-институт», «традиционную семью» негативными чертами авторитарности-патриархальности, поддерживаемой обычаем, родс-твом, жестким контролем «недемократического» свойства, тогда как «семья-товарищество» окажется воплощенным идеалом «сознательных и равных» членов, относящихся друг к другу не как к «средству» удовлетворения собственных потребностей, а как к «самодовлеющей ценности».
На наш взгляд, цель
социологического изучения функций семьи как социального института прошлого и настоящего, заключается в выяснении факторов, способствующих гармонии интересов личности, семьи и общества, единственно обеспечивающей эффективную реализацию репродуктивной и социализационной функций семьи.
Интересно рассмотреть, как исторически достигалась эта гармония, поскольку человечеству удавалось вплоть до XX в.
избегать депопуляции и массовой дезорганизации.
Карл Циммерман, как и некоторые другие
социологи, считал, что важно изменение взаимосвязи между двумя главными социальными институтами общества государством и семьей.
В различные исторические эпохи может существовать или равное отношение семьи и учреждений власти по поводу ответственности индивида за свои действия, т.е.
ответственности индивида перед семьей и тем самым перед обществом, или же преобладание непосредственной личной ответственности перед государством.
Последнее обстоятельство связано с возникшим в новое время отношением государства к семье как к объекту управления и
манипулироА вания, а не как к автономной данности, независимой от государства, церкви и других социальных институтов.
Именно это восприятие семьи способствует прямому и косвенному вмешательству государства в регламентацию отношений супругов, родителей и детей, родственников, как бы один на один оставляя индивида с персонифицированными и обезличенными орудиями государственной власти.
С другой стороны, возможность для личности ориентироваться непосредственно на внесемейные институты, так сказать, минуя семью, видоизменяет и само семейное
поведение индивидов, их внутрисемейные роли.
[20] Здесь функциональный под

[стр.,27]

ход сочетается с эволюционным изучением семьи в качестве социального института.
Во второй половине XIX века возникает и другое, прикладное, или эмпирическое, изучение семьи, явно перекликающееся с функциональным подходом, акцентирующее внимание на эмоциональной близости членов семьи, на их
потребностях и влечениях, что, в конечном счете, было призвано раскрыть опоры сплочения отдельных семей и самого института семьи.
Речь идет об изучении семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада.
Родоначальником этой социологической традиции является Фредерик Ле Пле, находившийся под влиянием идей О.
Конта о семьях как «мельчайших обществах», спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря склонности к солидарности.
Чтобы понять общество, необходимо понять семью вот формула Ле Пле, считавшего, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы.
Именно в семье, по его убеждению, закладываются все особенности общества, семена его устойчивости или нестабильности.
Следует добавить к этому, что Ле Пле понимал патриархальную семью как неделимую единицу, а «нестабильную» (т.е., говоря современным языком, «нуклеарную») —как втянутую в индустриализацию и урбанизацию, т.е.
с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле избрал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия семейной жизнедеятельности, организация которой зависит от структурных изменений семьи, связанных с воспитанием детей.
Фактически эти бюджетные обследования семьи опирались на классификацию семей, взятых от их возникновения до распада, т.е.
тем самым была предвосхищена концепция жизненного цикла семьи как малой группы.
[21] В начале XX столетия бюджетные исследования семьи приобрели много сторонников и в последующем оказали влияние также на изучение внутрисемейного

[стр.,152]

§ 3.
Взаимодействие семьи и государства) как фактор эффективного развития современного российского общества.
В различные исторические эпохи может существовать или равное отношение семьи и учреждений власти по поводу ответственности индивида за свои действия, т.е.
ответственности индивида перед семьей и тем самым перед обществом, или же преобладание непосредственной личной ответственности перед государством.
Последнее обстоятельство связано с
отношением государства к семье как к объекту управления и манипулирования, а не как к автономной системе, независимой от государства.
С одной стороны, такое восприятие семьи способствует прямому и косвенному вмешательству государства в регламентацию отношений супругов, родителей и детей, родственников.
С другой стороны, дает возможность для личности ориентироваться непосредственно на внесемейные институты, минуя семью, видоизменяет и само семейное поведение индивидов, их внутрисемейные роли.
Именно такие объектно-субъектные отношения усиленно складывались между двумя социальными институтами российского общества —семьей и государством на протяжении XX века.
Эти отношения были закреплены и кодифицированы Советским государством и правом.
Российские органы государственной власти в своем семейном законотворчестве во многом сохранили традиции советского тоталитаризма, продолжая рассматривать семью не как субъект, а как объект социальных отношений.
Это явилось одной из каузальных составляющих углубления кризиса семьи как социального института в России, т.к.
правовое пространство его функционирования было сужено и ограничено.
Такое положение вещей в России имеет свои объективные исторические закономерности.
Примат государства над личностью, семьей и обществом —это специфика исторического развития нашей государственности.
С этой точки зрения, вся история государства Российского —это скрытая и открытая конфронтации между государством и обществом.
В нашей истории либо власть «давила» свой народ, либо народ «давил» свою власть.
Согласие, объединение этих сторон наступало лишь тогда, когда внешний враг или природные катаклизмы угрожали самому бытию российского общества, в экстремальных ситуациях его жизни и

[Back]