организма посредством выявления степени согласованности интересов личности и общества (государства), исторически тесно связанных с существованием семьи. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает еще одно измерение через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство социальной структуры общества и носителей социальных ролей. Социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества. Говоря о движущих силах истории, следует признать, что в числе факторов социальных изменений не могут не быть потребности функционирования института семьи. Многовековое сохранение расширенной, патриархальной и многодетной семьи, основанной на полигамном и моногамном браке, говорит об экзистенциальной важности семейной организации жизнедеятельности и семейной формы хозяйствования, семейной экономики. Точно так же само сохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат функционирования социальной системы. История не просто демонстрирует адаптацию человека в этом мире, она предоставляет материал для анализа того, как и за счет чего достигался этот успех, ибо существование человеческого рода не просто изначальный и вечный факт жизни. Деятельность самого социума таит в себе угрозу. Это может быть угроза уничтожения человеческой цивилизации в результате того или иного социогенного катаклизма, например, социальной дезорганизации общества из-за его нравственной деградации по причине исторического краха семьи. Прежде чем анализировать исторические условия возникновения семьи, остановимся кратко на этом гипотетическом прогнозе. Исчезновение семейного образа жизни (фамилизма) и замена его эгоцентризмом может, в принципе, привести к плюрализму разновидностей социальной |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Исследование семьи как уникального социального организма —одна из сложных и актуальных проблем современности, без решения которой невозможен дальнейший социальный прогресс человечества. Социологическое осмысление ее роли и места на протяжении жизненного цикла человека в условиях развития общества позволяет утверждать, что семья является важнейшей общечеловеческой ценностью, в которой условия существования самого сообщества людей сообразуютя с высокой социальной, природной и духовной целесообразностью. Семья является условием функционирования всей социальной структуры общества. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития. Она соединяет собственное существование индивида с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов. Ее особое место определяется реализацией ее специфических функций. Семья единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не за счет приема новых членов извне, а благодаря рождению детей. Этим она поддерживает биологическую непрерывность общества. Другие ее функции —социализация, воспитание и содержание детей —заключаются в передаче социального опыта и культурного наследия последующим поколениям и поддержании существования своих членов. В выполнении этих функций заключается историческая миссия семьи как социального института. В то же время семья несет в себе неизбежные элементы социального риска, и поэтому она более, чем любой другой из социальных институтов, нуждается в помощи общества и государства, в частности, в создании и поддержании условий его нормального функционирования. Семья —явление социально-историческое, и изучение последнего предполагает его рассмотрение во временных, пространственных и количественных измерениях. Семья представляет собой систему социальных отношений, в которых фоку3 Подчеркивая дифинитивную характеристику семьи, отметим, что в Российской социологической энциклопедии под редакцией академика Г.В. Осипова А.Г. Харчев И М.С. Мацковский дают следующее определение семьи: «Семья —это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Поскольку супружество и родительство получают социальную санкцию, моральное и правовое узаконение, а вместе с ним общественную и государственную поддержку, семья выступает и как социальный институт». [9] В нашем исследовании социальной сущности семьи мы будем исходить из этого определения, анализируя семью на макроуровне, т.е. на фоне социальноэкономических, политико-идеологических и культурных процессов, протекающих в обществе, в контексте общих социальных изменений социальных институтов и институциональных функций и их взаимосвязей. Такой подход, на наш взгляд, позволяет понять судьбы семьи в ходе истории, в системе государственного управления. При этом оказывается возможным объяснить степень устойчивости семьи как автономного социального организма посредством выявления степени согласованности интересов личности и общества (государства), исторически тесно связанных с существованием семьи. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает еще одно измерение —через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества. Говоря о движущих силах истории, следует признать, что в числе факторов социальных изменений не могут не быть потребности функционирования института семьи. Многовековое сохранение расширенной, патриархальной и многодетной семьи, основанной на полигамном и моногамном браке, говорит об экзистенциальной важности семейной организации жизнедеятельности и семейной формы хозяйствования, семейной экономики. Точно так же само сохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат функционирования социальной системы. История не просто демонстрирует адаптацию человека в этом мире, она предоставляет материал для анализа того, как и за счет чего достигался этот успех, ибо существование человеческого рода не просто изначальный и вечный факт жизни. Деятельность самого социума таит в себе угрозу. Это может быть угроза уничтожения человеческой цивилизации в результате того или иного социогенного катаклизма, например, социальной дезорганизации общества из-за его нравственной деградации по причине исторического краха семьи. Прежде чем анализировать исторические условия возникновения семьи, остановимся кратко на этом гипотетическом прогнозе. Исчезновение семейного образа жизни (фамилизма) и замена его эгоцентризмом может, в принципе, привести к плюрализму разновидностей социальной патологии. Нет научных данных, подтверждающих утверждение теории модернизации о том, что «прогрессивное развитие» общества автоматически ведет к «прогрессу личности», отменяющему извечный конфликт между личностью и обществом, когда интересы личности оказываются одновременно интересами общества. Иллюзия о росте самосознания личности не увеличивает экологическую, политическую, демографическую и любую другую «сознательность», расширяющую на основе свободы выбора зону личных решений, направленных на благо общества. Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализации потомства, когда оно (т.е. потомство) не готово к социальным действиям, отвечающим нуждам общества, потому что в семье, у детей не была сформирована социальная мотививация, необходимая для подчинения эгоцентрических интересов личности семейным (коллективным) интересам. Кета |