Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 81]

объединения родственников, центром которых становился парный брак, парная семья (моногамия).
Среди факторов возникновения семьи необходимо было наличие производящей экономики и частной собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре.
В первобытных обществах существовали в зачаточной форме производственнопотребительские отношения, но не было производящей экономики как таковой.
Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках «командно-распределительной» экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака.
На ранних стадиях рабовладельческого строя возникает та социокультурная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей.
Конечно, в связи с недостаточной
исследованностью этого вопроса, трудно определить момент возникновения семьи, но важно подчеркнуть, что ее происхождение было обусловлено гар-■ моническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках, одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей в родителях.
Семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных.
Она мало походила на патриархальную семью феодальной формации, относительно которой известно многое благодаря этнографическим и историческим данным.
Если мы обратимся к расширенной семье патриархального типа эпохи феодализма, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций.
Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения.
Патриархальная семья была
81
[стр. 40]

ления и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз.
Важно подчеркнуть, что усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов.
При этом удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода и поддержку высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери.
Удивительно, но основные черты системы социальной регуляции рождаемости за счет многодетности, нейтрализующей высокую смертность и обеспечивающей прирост населения, просуществовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и сохранились вплоть до XXI века.
Отсюда и «сцепление воедино» (ради единой цели —многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности.
Социальная организация, построенная на фундаменте системы социокультурных норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики.
Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения.
Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства, локализовывались в хозяйственные объединения родственников, центром которых становился парный брак, парная семья.
Среди факторов возникновения семьи необходимо было наличие производящей экономики и частной собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре.
В первобытных обществах существовали в зачаточной форме производственно-потребительские отношения, но не было производящей экономики как таковой.
Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках «командно-распределительной» экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака.
На ранних стадиях рабовладельческого строя возникает та социокультурная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей.
Конечно, в связи с недоста


[стр.,41]

1 -• 1 г о с у Д А Р С Т в е н и .^ .
IГ БИВ л ИОТЕКА _ 1 41---------------------------------точной исследованностью этого вопроса, трудно определить момент возникновения семьи, но важно подчеркнуть, что ее происхождение было обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работайЧ ках, одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей —в родителях.
Семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных.
Она мало походила на патриархальную семью феодальной формации, относительно которой известно многое благодаря этнографическим и историческим данным.
Если мы обратимся к расширенной семье патриархального типа эпохи феодализма, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций.
Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения.
Патриархальная семья была
источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д.
В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни оставался чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения —все совершалось в семье).
В значительной степени даже физически можно было уцелеть только принадлежа к семейному клану.
В этих условиях ориентация личности на семью, определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства.
Ус

[Back]