Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 82]

источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д.
В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни оставался чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения —все совершалось в семье).
В значительной степени даже физически можно было уцелеть только принадлежа к семейному клану.
В этих условиях ориентация личности на семью, определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства.
Установки
личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом.
Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли
потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки.
Кратко суммируем основные черты патриархальной семьи, расцвет которой приходится на эпоху феодализма.
Во-первых, «семья» и «экономика» были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были продолжением вопросов собственности и труда.
Дети благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как * работники.
Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям.
Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма как характеристики образа жизни,
[стр. 41]

1 -• 1 г о с у Д А Р С Т в е н и .^ .
IГ БИВ л ИОТЕКА _ 1 41---------------------------------точной исследованностью этого вопроса, трудно определить момент возникновения семьи, но важно подчеркнуть, что ее происхождение было обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работайЧ ках, одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей —в родителях.
Семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных.
Она мало походила на патриархальную семью феодальной формации, относительно которой известно многое благодаря этнографическим и историческим данным.
Если мы обратимся к расширенной семье патриархального типа эпохи феодализма, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций.
Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения.
Патриархальная семья была источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д.
В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни оставался чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения —все совершалось в семье).
В значительной степени даже физически можно было уцелеть только принадлежа к семейному клану.
В этих условиях ориентация личности на семью, определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства.
Ус


[стр.,42]

тановки личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом.
Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли
потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки.
Кратко суммируем основные черты патриархальной семьи, расцвет которой приходится на эпоху феодализма.
Во-первых, «семья» и «экономика» были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были продолжением вопросов собственности и труда.
Дети благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники.
Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям.
Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма —как характеристики образа жизни,
основанного на «семьецентризме».
Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга.
Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства.
Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли брачный обмен.
В-третьих, преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с землей.
Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи.
Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на де

[Back]