Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 91]

Семья как социальный институт существует не только потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, но и потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей.
По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает ослабление семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества.
С другой стороны, факты не эффективного выполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических, исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает
семейных ценностей, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства.
Для научной оценки выполнения семейных функций в
социальной философии и социологии используют такие понятия как «дезорганизация», «деградация» и «кризис».
Эта триада дефиниций связана с различием в степени невыполнения семьей своих основных функций.
Понятие «дезорганизация» семьи характеризует негативную направленность семейных изменений в ходе истории или блокирование семейных процессов чрезвычайными обстоятельствами.

а «Деградация» семьи в качестве термина используется при абсолютном невыполнении специфических функций семьи, характеризуя крушение общества, порывающего с фамилистическим строем жизни.
Как видно из содержания этих двух определений, дезорганизация и деградация являются двумя полюсами неэффективного функционировании семьи как единого социального организма —института и
малой группы.
Слово «кризис» (от греч.
кпз15 решение, поворотный пункт, исход) в русском языке имеет несколько значений: 1) резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; 2) острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение.119Если исходить из первого значения этого слова, то «кризис есть резкий, 1,9Советский энциклопедический словарь.
М.: «Советская энциклопедия».
1980.
С.
661-662.1
[стр. 51]

са современного общества, немногочисленны, Например, А.И.
Антонов, И.В.
Бестужев-Лада, П.А.
Сорокин и др.
В значительной степени это связано с неразработанностью вопроса о критериях оценки эффективности семьи как социального института.
Для научной оценки выполнения семейных функций в
социологии используют такие понятия как «дезорганизация», «деградация» и «кризис» семьи.
Эта триада дефиниций связана с различием в степени невыполнения семьей своих основных функций.
Понятие «дезорганизация» семьи характеризует негативную направленность семейных изменений в ходе истории или блокирование семейных процессов чрезвычайными обстоятельствами.

«Деградация» семьи в качестве термина используется при абсолютном невыполнении специфических функций семьи, характеризуя крушение общества, порывающего с фамилистическим строем жизни.
Как видно из содержания этих двух определений, дезорганизация и деградация являются двумя полюсами неэффективного функционировании семьи как единого социального организма института и
специфической малой группы.
Из составляющих вышеуказанной триады нас более всего интересует определение «кризис семьи».
Слово «кризис» (от греч.
кпз1з решение, поворотный пункт, исход) в русском языке имеет несколько значений: 1) резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; 2) острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение.
[14] Если исходить из первого значения этого слова, то “кризис есть резкий, крутой перелом в чем-нибудь, когда это что-нибудь социальный организм, система не может выполнять свои функции”.
[15] Экстраполируя понятие «кризис» на все выше сказанное о семье, мы попытаемся сформулировать дефиницию «кризис семьи» следующим образом: кризис семьи —это ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социадизационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов.
Иными словами,

[стр.,54]

ресы не только благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, но и благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как фундаментальной единицы большого социального организма, именуемого обществом.
3.
Кроме того, семья как социальный институт существует не только потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, но и потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей.
По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает ослабление семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества.
С другой стороны, факты не эффективного выполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических, исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает
ценности семьи, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства.
В XX веке в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности и исчезновения семейного производства как преимущественного, которые привели к ослаблению посреднической роли семьи между человеком и обществом и ее подчиненному положению по отношению к другим социальным институтам, прежде всего, государству и праву.
_ + Примечания 1.
Ковалевский М.М.
Очерк происхождения и развития семьи и собственности.
СПб., 1895.
С.
95.
2.
Сорокин П.А.
Система социологии.
—П., 1920.
Т.1.
С.
115.
3.
Кигскра1пс К.
Рашйу аз ргосезз апб тзбШйоп.
ВаШтоге.
1969.
Р.
19.
Цит.
по: Токарев С.А.
Исследования семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе (краткий историографический обзор // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы.
М., 1987.
С.
22.

[Back]