Проверяемый текст
Пьянов, Александр Иванович. Трансформация институциональных функций российской семьи в переходный период (Диссертация 2003)
[стр. 93]

шеупомянутый П.
Сорокин, который еще в 1916 году писал: «Интересы современной семьи...
сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков.
И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет...и нет сомнения, что в этом...
единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго...
организация современной семьи будет разбита: общественные интересы с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общечеловечности) с другой, победят и фактически уже побеждают.
Расширившийся...
альтруизм, и теперь уже требует...
большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма».

В этих словах классически выражены основы того всеобщего до сих пор предубеждения против семьи как тормоза всего прогрессивного.
И неважно, что прежде, под общественным благом понималось социалистическое «обобществление человека» и что сейчас под ним понимается «демократизация», «равноправие», «развитие индивидуальности» и т.п..
Важно то, что и в начале, и в конце ве-* ка именно в узком горизонте семейного эгоизма, либо семейной «патриархальщины», по-прежнему видят помеху «человеческому прогрессу» и потому приветствуют все проявлениям «рассасывания семьи», построенной на «закрепощении» женщин и детей.
Эти же социальные проявления одновременно трактуются как становление новой семьи как «свободного союза равных личностей».
В этой апологетике современных изменений семьи, в этой атмосфере антитрадиционалистских настроений тонет возможность постановки проблемы кризиса семьи как социального института вообще.
Итак, завершая рассмотрение данного вопроса, позволим сделать
следую-■ щие выводы: 1.
Органическое единство культуры и цивилизации наглядно представлено в семье.
Исторически появление моногамной семьи совпало с возникновением цивилизации.
Моногамная форма семьи, по Энгельсу, один из отличительных признаков цивилизации.1 Моногамная семья как социокультурный феномен * 5 ______________________________________________________________________________________________________________ 123Сорокин П.А.
Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал для всех.
1916.
№ 2.
С.12.
124К.
Маркс, Ф.
Энгельс.
Указ.
соч.
Т.
21.
С.
57,77,177.
93
[стр. 52]

кризис семьи —это ослабление триединства родства родительства супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей.
Кризис семьи не является для социологии новым понятием.
В начале XX века своеобразную концепцию кризиса семьи и ослабления ее как союза родственников, супругов, родителей и детей и распада семейного хозяйства представил П.А.
Сорокин.
В его работах кризис семьи исследуется в терминах теории «волнообразного движения культур» (противостоящей эволюционистской теории с ее акцентом на внешних факторах изменения).
«Культура наших дней —материальнопредметная, чувственная исчерпала себя, свою имманентную природу и не может не остановиться, что чревато революциями и войнами» [16].
Индустриализация как техническая основа образа жизни вполне вписывается в парадигму упадка культуры материальных предметов, и, по-видимому, концепция П.Сорокина не может не исключать прямолинейно-прогрессистский характер изменения культуры и семьи.
Мировая социологическая наука первой половины XX века констатировала кризис семьи как необходимой формы рождения и воспитания детей.
Более того, подробно описывались все составляющие процесса изъятия семейных функций государством и обществом, но увлечение идеями социального прогресса привело к тому, что в этом распаде семьи виделись ростки новой организации общества, опирающейся на «общее», а не семейное благо.
Не избежал этих иллюзий и вышеупомянутый П.А.
Сорокин, который еще в 1916 году писал: «Интересы современной семьи...
сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков.
И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет...и нет сомнения, что в этом...
единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго...
организация современной семьи будет разбита: общественные интересы —с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общечеловечности) —с другой, победят и фактически уже побеждают.
Расширившийся...
альтруизм, и теперь уже требует...
большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма».

[17]

[стр.,53]

В этих словах классически выражены основы того всеобщего до сих пор предубеждения против семьи как тормоза всего прогрессивного.
И неважно, что прежде, под общественным благом понималось социалистическое «обобществление человека» и что сейчас под ним понимается «демократизация», «равноправие», «развитие индивидуальности» и т.п..
Важно то, что и в начале, и в конце века именно в узком горизонте семейного эгоизма, либо семейной «патриархальщины», по-прежнему видят помеху «человеческому прогрессу» и потому приветствуют все проявлениям «рассасывания семьи», построенной на «закрепощении» * женщин и детей.
Эти же социальные проявления одновременно трактуются как становление новой семьи как «свободного союза равных личностей».
В этой апологетике современных изменений семьи, в этой атмосфере антитрадиционалистских настроений тонет возможность постановки проблемы кризиса семьи как социального института вообще.
Итак, завершая рассмотрение данного вопроса, позволим сделать
следующие краткие выводы: 1.
Социальная сущность (природа) семьи, ее сила и притягательность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту.
Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
«Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».
[18] 2.
Семья создается для удовлетворения целого комплекса жизненно важных потребностей человека, которые реализуются через выполнение ею своих социальных функций.
В отличие от других малых групп и социальных институтов, семья объединяет всю целостность своего существования, а не отдельные потребности и интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные —коллективные —общественные инте

[Back]