Проверяемый текст
Сагинова О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования / Ректор. Вып. 2. Екатеринбург, 2008.
[стр. 104]

вать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как «Комет», «Лингва» и др* ставили целью создание европейской модели высшего образования.
Программа «Эразмус Мундус» является глобальным проектом, обеспечивающей европейский подход к высшему образованию.
Прежде всего, эта npoipaMMa направлена на поднятие качества и привлекательности европейского высшего образования.
Мастеркурсы и стипендии, включенные в программу «Эразмус Мундус», должны способствовать развитию взаимоотношений между различными культурами.
Поддерживая международную активность ученых и студентов, программа ставит целью подготовить не только европейских, но и иностранных студентов для жизни в глобальном-обществе, основанном на знаниях.
Она также полностью отвечает идее Болонского процесса.
Программа предназначена для того, чтобы усилить европейское сотрудничество и международные связи в высшем образовании с помощью высококачественных курсов повышения квалификации, которые позволят студентам и стипендиатам всех стран мира поступать в аспирантуру в несколько европейских университетов одновременно.
Программа «Эразмус Мундус» поощряет активность европейских студентов и стипендиатов по отношению к-странам вне ЕС.
Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов; и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или APEC сыграли большую роль.
Специально созданная программа
«Иордплюс» программа студенческого обмена между северными европейскими^странамиосновывается на привлекательном принципе финансирования; «деньги следуют за студентом».
Постепенно потоки иностранных студентов стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку во многих случаях иностранные студенты оплачивают полную стоимость обучения.
Во многих образовательных учреждениях,
доход, полученный за счет полной оплаты обучения иностранными студентами, является существенным прибавлением к вузовским бюджетам.
Без такого дополнительного дохода многие вузы просто не могли бы существовать,
К странам с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава относятся, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками.
США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но в то же время кафедры их университетов очень
лривлека«Эразмус Мундус» получила особый статус.
5 Декабря 2003 года процесс подготовки проекта был закончен и принято решение о принятии программы, которая была опубликопана п Официальном журнале Европейской Комиссии 31 декабря 2003 года и введена в действие с 20 января 2004 года.
[стр. 49]

49 регионы сталкиваются с этим уже давно.
Большинство европейских стран имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний.
Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады.
В период холодной войны высшие учебные заведения Советского Союза и Восточной Европы привлекали студентов из государств со схожей идеологией.
За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов превысили темпы распространения самого высшего образования.
По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300 %.
По мнению экспертов, к 2010 г.
число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 млн., а к 2025 г.
– 4,9 млн.
Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами.
Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области.
Наиболее известные европейские программы – «Эразмус», а затем (с 1995 г.) «Сократ».
Программа «Эразмус» (начата в 1987 г.
с целью способствовать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности (такие, как «Комет», «Лингва» и др.) ставили целью создание европейской модели высшего образования.
Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.
Уже в нынешнем году в рамках программы «Эразмус» создан специальный проект «Эразмус мундус», предполагающий включение в процесс мобильности студентов и преподавателей так называемых «третьих», т.е.
не входящих в ЕС, стран.
Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне программ.
Эта спонтанная мобильность является результатом целого ряда факторов, отражающих стратегии «проталкивания» и «вытягивания».
С одной стороны, вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно продвигают их на зарубежных рынках.
Они открывают свои филиалы и зарубежные кампусы в других странах, заключают договоры о сотрудничестве с местными учебными заведениями, используют дистанционные технологии обучения и т.п., т.е.
проталкивают свои образовательные услуги и продукты по каналу распределения, пока они не достигнут целевого потребителя.
С другой стороны, национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности образования за рубежом.
Языковые и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США.
Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка обусловило тот факт, что наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия.
Возникший в целом ряде стран спрос на образовательные программы вузов этих стран вытягивает их образовательные услуги по каналу распределения: возникают специализированные агентства и консалтинговые компании, как национальные, так и международные, выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению этого спроса.
Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением.
Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или APEC сыграли большую роль.
Специально созданная программа
«Нордплюс» – программа студенческого обмена между северными европейскими странами – основывается на привлекательном принципе финансирования: «деньги следуют за студентом».
Постепенно потоки иностранных студентов стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку во многих случаях иностранные студенты оплачивают полную стоимость обучения.
Во многих образовательных учреждениях,
принимающих студентов, особенно в англоязычных странах, доход, полученный за счет полной оплаты обучения иностранными студентами, является существенным прибавлением к ежегодно сокращающимся вузовским бюджетам.
Без такого дополнительного дохода многие вузы просто не могли бы существовать.


[стр.,50]

50 Таким образом, причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания помощи.
Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов.
Пример Австралии показывает, что политика активного маркетинга вузовских программ и непосредственного поиска и набора иностранных студентов оказалась продуктивной, по крайней мере, с экономической точки зрения.
Хотя мобильность преподавательского состава не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования.
Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и в определенных областях образования (таких, как менеджмент и деловое администрирование) существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и специалистов.
Как и в случае с мобильностью студентов, здесь существуют сильные географические различия в потоках.
На одном полюсе в этом процессе стоят страны с высоким уровнем научной иммиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а на другом страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава.
К последним относятся, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками.
США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но в то же время кафедры их университетов очень
привлекательны для зарубежных специалистов; в этом можно убедиться, если обратить внимание на состав их высококвалифицированных научных кадров, среди которых немало представителей зарубежных стан.
Программы студенческой мобильности способствовали появлению региональных программ мобильности преподавательского состава – таких, как программа «Фулбрайт».
Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т.е.
внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов.
Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности.
Объявленная в 2003 г.
программа «Эразмус мундус», уже упоминавшаяся выше, одной из своих целей ставит задачу создания так называемых «Европейских магистерских программ».
Эти изменения встречали сопротивление отдельных вузов.
Вудро Вильсон, будучи президентом Принстонского университета, сказал, что «легче перенести кладбища, чем изменить программы обучения».
Самым сильным стимулом интернационализации программ обучения является все большее влияние международных профессиональных объединений.
Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побудил представителей многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне.
Эти профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества, минимальные стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д.
Архитекторы, психологи, бухгалтеры и многие другие пытаются разработать международные стандарты, которые могли бы привести к большей согласованности учебных планов и критериев качества.
Часто подобные профессиональные стандарты реализуются международными организациями.
Например, Европейский союз рассматривает вопросы о стандартных минимальных требованиях к образованию, в связи с мобильностью рабочей силы.
Соглашения о свободной торговле, например, NAFTA и АSEAN, содержат положения о взаимном признании процедур лицензирования и

[Back]