Проверяемый текст
Сэм Диллон, Вузы США теряют иностранных студентов [http://www.courier-edu.ru/cour0502/2100.htm] 31 декабря 2004.
[стр. 114]

Надо заметить, что максимальные баллы (ААА), полученные на экзаменах A-level, необходимое, но недостаточное условие поступления в два самых знаменитых университета Англии Кембридж и Оксфорд.
Прием в два эти университета осуществляется по результатам их собственных вступительных экзаменов и собеседования.
Все остальные университеты Великобритании зачисляют абитуриентов по результатам выпускных школьных экзаменов.
И если в рейтинге «Entry Standarts» Кембриджа равен 100, а Университета Йорка, к примеру, — 80, то это означает, что в Йорк можно поступить с оценками «АВВ», а при некотором везении и с «ВВВ».
Принимают в британские университеты и иностранцев, которые закончили школу у себя на родине, если, как гласит закон, «им уже исполнилось 18 лет и их образование эквивалентно британскому».
Российский аттестат зрелости эквивалента в Англии не имеет.
В российской школе учатся 10-11 лет, а в Англии 13.
Можно, закончив российскую школу, отучиться 2 года в российском вузе (тогда полученное образование будет считаться эквивалентным британскому школьному), сдать за это время тест по английскому (IELTS или Кембриджский сертификат), а потом отправить документы в UCAS, чтобы попытаться поступать в британский университет.
Вариант хорош тем, что ваше образование будет признано эквивалентным британскому без особых денежных затрат.
Плох тем, что долог и не слишком надежен (шансов поступить таким способом в лучшие университегы Великобритании почти нет.
Реально можно рассчитывать лишь на место в университете, занимающем вторую половину рейтинга).
В 90-е годы в мире появились новые подходы к обучению иностранцев.
Страны со стареющим населением, например, Канада или Германия, стали прибегать к тактике переманивания к себе высококвалифицированных кадров из-за рубежа.

Для этого набирают талантливых студентов на самые перспективные направления образования и вдобавок всячески поощряют их остаться в стране после получения диплома о высшем образовании.
В Германии с этой целью даже практикуется раздача стипендий и бесплатное обучение иностранцев.

Австралия и Новая Зеландия начали проводить политику «наращивания доходов».
Э
го означает, что к высшему образованию здесь стали относиться как к отдельному виду индустрии, в рамках которой необходимо обеспечить учащимся полный набор образовательных услуг.
Продвижение по этому пути позволило Австралии и Новой Зеландии занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, предлагая качественное образование по низким по сравнению с американскими ценам.
Способствуют изменению мирового рынка образовательных услуг и такие страны, как Китай, Индия и Сингапур.
Здесь рассматривают обучение своих студентов за рубежом
[стр. 1]

Вузы США теряют иностранных студентов Сэм Диллон, The International Herald Tribune, сокращенный перевод Марины Лемуткиной В течение последних 50 лет США без особых усилий со своей стороны оставались признанным мировым лидером по обучению иностранных студентов.
Впрочем, в эпоху глобализации у американцев появились серьезные конкуренты.
В настоящее время это, в первую очередь, Великобритания, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Тайвань, Гонконг, Австралия и Новая Зеландия.
Особо стоит выделить Китай, выдвинувший в свое время в качестве национального приоритета задачу превращения 100 своих университетов в первоклассные исследовательские центры: теперь он стал призывать своих граждан, находящихся на обучении в США, вернуться на родину и применить на практике полученные за рубежом знания.
Курс на конкуренцию с США по подготовке студентов-иностранцев взял и Евросоюз.
Здесь учащимся из зарубежных стран предлагают европейскую программу обучения, но ведут преподавание на английском языке и по окончании курса вручают дипломы американского образца.
"И это только начало", – считает исполнительный директор Службы по проверке знаний иностранных кандидатов на учебу в американских университетах Дэвид Пэйни.
– Остальные страны только-только вступили в борьбу за рынок обучения иностранцев, и главные сражения еще впереди".
Бороться есть за что: на обучении иностранных студентов система образования США зарабатывает около 13 млрд долларов в год.
Таким образом, первые признаки возможной потери Штатами своих ведущих позиций в этой сфере не могли остаться незамеченными: по данным на конец этого года, приток иностранных учащихся в высшую школу США сократился сразу на 28%, и это при том, что, к примеру, в Англии и Германии он начал расти.
По мнению ряда экспертов, частично это связано со сложностями в получении американских виз, возникшими после 11 сентября 2001 года.
Волокита американских чиновников коснулась студентов со всех континентов, постепенно склонив их предпочтения в пользу европейских вузов.
По словам директора по международному развитию британского университета Nottingham Trent University Тима О'Брайена, "в англоязычном мире международное образование представляет собой одно из направлений крупного бизнеса, в котором прежде доминировали США".
Сегодня в конкуренцию за "образовательные доллары" вступили новые страны – Австралия, Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия и Канада.
По мнению г-на О'Брайена, они сумели воспользоваться трудностями, с которыми сталкиваются иностранцы при въезде в США, активно внедряя идею о том, что "американское образование просто не стоит того, чтобы сутками простаивать за визой под дверями американских консульств.
Проще взять и поехать учиться в Англию", – подчеркивает О'Брайен.
Безусловно, американские университеты остаются ведущими образовательными брэндами.
Так, согласно рейтингу, подготовленному шанхайским университетом Jiao Tong University, по количеству лауреатов Нобелевской премии и академических публикаций на одного профессора из 20 лучших университетов мира – 17, а из 500 – 170 являются американскими.
Тем не менее уже в конце 2002 года появились первые признаки начавшегося оттока иностранных учащихся из университетов США.
Так, по данным на 2002 год, в США в общей сложности учились 586 тыс.
иностранных студентов, на втором месте в мире шла Великобритания, где учились 270 тыс.
иностранцев, а третье с 227 тыс.
студентов занимала Германия.
В 2004 году на фоне падения количества студентов, обучающихся в США, число тех, кто приехали учиться в Великобританию, увеличилось на 15%, а в Германию – на 10%.
Сегодня общее количество студентов, ежегодно уезжающих на учебу за границу, составляет около 2 млн человек, большую часть из которых традиционно поставляют Индия, Южная Корея и Китай.
Эта тенденция сохранится и впредь, однако, по оценке экспертов форума Всемирной организации международного экономического развития и сотрудничества, вследствие экономического роста в Азии, сопровождаемого ростом численности тамошнего среднего класса, уже к 2025 году число "экспортируемых студентов" резко возрастет.
И, по словам аналитика штаб-квартиры этой организации в Париже и автора специального исследования по этой теме Стефана Винсен-Ланкрэна, большая часть стран, включая США, уже начали конкуренцию за то, чтобы сделать из них потенциальных носителей своих традиционных ценностей.
При этом г-н Винсен-Ланкрэн отмечает, что в 90-е годы в мире появились новые подходы к обучению иностранцев.
Страны со стареющим населением, например, Канада или Германия, стали прибегать к тактике переманивания к себе высококвалифицированных кадров из-за рубежа.

Там набирают талантливых студентов на самые перспективные направления образования и вдобавок всячески поощряют их остаться в стране после получения диплома о высшем образовании.
В Германии с этой целью даже практикуется раздача стипендий и бесплатное обучение иностранцев.
Кроме того, по словам Стефана Винсена-Лакрэна, Австралия и Новая Зеландия начали проводить политику "наращивания доходов".
Это
означает, что к высшему образованию здесь стали относиться как к отдельному виду индустрии, в рамках которой необходимо обеспечить учащимся полный набор образовательных услуг.
Продвижение по этому пути позволило Австралии и Новой Зеландии занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, предлагая качественное образование по низким по сравнению с американскими ценам.
Способствуют изменению мирового рынка образовательных услуг и такие страны, как Китай, Индия и Сингапур.
Здесь рассматривают обучение своих студентов за рубежом
только как способ обеспечить высококвалифицированными национальными кадрами свои собственные университеты.
А развиваются они чрезвычайно быстро, подчеркивает Винсен-Ланкрэн.
По словам советника по образованию генконсульства Индии в Нью-Йорке Рабиндраната Панда, крупные частные инвестиции в индийское высшее образование за последние годы значительно увеличили для индийских студентов привлекательность образования на родине.
А те из них, кто все же уезжает учиться за границу, подыскивают себе университеты не только в США или Великобритании, но обращают все большее внимание на другие страны.
В итоге, согласно последним данным, количество индийцев, обучающихся в США, сократилось на 28%.
Еще большие изменения претерпела ситуация с обучением в США китайцев.
По местным прогнозам, к 2005 году захотят повысить свою квалификацию около 16 млн китайцев (для сравнения, в 2000 году их было 11 млн), и эта цифра будет увеличиваться и впредь.
Даже если предположить, что за ученой степенью за рубеж отправится лишь небольшая часть соискателей, в борьбу за них будут рады вступить сотни зарубежных университетов, и вовсе не факт, что студенты предпочтут именно США.
По мнению экспертов, сложности, с которыми сегодня сталкиваются китайцы при получении американских виз намного больше, чем у студентов из любых других уголков мира (за исключением разве что Ближнего Востока).
Одна из причин этого – в том, что многие китайцы стремятся изучать в США предметы, относящиеся к сфере так называемых "технологий двойного назначения".
В августе 2004 года Мичиганский университет посетила делегация из Сингапура.
По словам президента университета Мэри Сью Коулман, едва начав встречу с ней, гости подключили свои компьютеры и буквально засыпали ее вопросами о том, как в университете построен процесс обучения, о главных принципах фандайзинга, об опыте административного управления и о научной работе.
Они хотели знать все: и каким образом Мичиганский университет приобрел свою славу, и как им управляют в наши дни.
"Вскоре они добьются положительных результатов, и можно не сомневаться, что в Сингапуре будет создан высококлассный университет, – считает Коулман.
– Но то же самое происходит в других странах.
Так что нам предстоит жесткая конкуренция, и будет лучше, если мы к ней будем готовы".

[Back]