Проверяемый текст
Алашкевич М.Ю., и др. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
[стр. 67]

образования, академической мобильности, созданию благоприятных условия для выпускников на международной арене и привлекательности общего пространства высшего образования.
Европейское сообщество предприняло в последние годы целый ряд мер для содействия развитию вузовских совместных программ.
В частности, для изучения и обобщения лучших практик деятельности университетов
по созданию и реализации совместных программ в 2002 г.
было проведено исследование магистерских программ совместных дипломов в Европе (Кристиан Таух и Андреас Рауваргерс).
Европейская ассоциация университетов осуществила проект «Развитие совместных магистерских программ в Европе»
(04.2002 01.2004)68, Состоялись семинары в Стокгольме (2004 и 200$ гг.), Мантуе (2003 г.), конференция в Румынии (2003 г.), посвященные данной проблематике.
Как свидетельствует опыт, существует множество разнообразных моделей и примеров успешных совместных образовательных программ и нет какой-либо одной идеальной модели партнерства6^.

Вместе с тем, ключевыми критериями совместных программ является то, что они базируются на совместной разработке и осуществлении интегрированных учебных планов.
При этом элемент международной мобильности
являегся встроенным и обязательным для профессионального высшего образования, завершающимся получением совместной степени.
Совместные программы
встречаются во множестве предметных областей, однако наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании.
Широко представлены такие программы в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках.
В образовательных областях,
п значительной мере регулируемых государством (архитектура, медицина и т.д.), или тех предметных областях, где автономность вузов незначительная, создание совместных программ имеет определенную специфику.
Меньше данных о наличии совместных программ в естественных науках, В большей степени совместные программы представлены на магистерском и докторском уровнях; в меньшей степени на уровне бакалавриата.
Большинство программ
выросло из двустороннего сотрудничества университетов, хотя есть и примеры многосто**Для участия упроекте >13заявок от нескольких сотен университетов было отобрано 100, входящих в 11 успешных совместных программ.
Среди программ, в частности, были такие программы, как «Европейская городская культура» (участники университеты из Нидерландов, Бельгии, Великобритании, Финляндии), «Экономика международной торговли и европейской интеграции» (университеты из Вельгик, Чехии, Великобритании, Испании, Италии, Франции) и др.
09Developingjoint masters programmes for Europe.
EUA, 2004, Belguim.
[стр. 45]

ду европейскими университетами возникли как результат инициатив университетов и получили полную поддержку в Болонском процессе.
Фактически они были признаны в качестве одного из главных инструментов создания европейского пространства высшего образования.
Значимость совместных программ в европейском измерении определяется теми выигрышами, которые они приносят своим участникам: • студенты получают новые дополнительные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда, развития качества «европейского гражданства»; • преподаватели получают новые возможности для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов; • университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, — растущую репутацию и конкурентоспособность.
Обращает на себя внимание, что ряд стран (прежде всего, восточноевропейских) отметили важный для себя интерес от участия в совместных программах в виде модернизации учебных планов и технологий обучения, повышения конкурентоспособности и качества образовательных программ.
Европейская образовательная система получает значительное ускорение Болонского процесса, ибо развитие совместных программ стимулирует все его составляющие.
Сотрудничество в сфере совместных дипломов будет содействовать повышению качества образования, развитию признания степеней и квалификаций в общем европейском пространстве высшего образования, прозрачности и совместимости систем высшего образования, академической мобильности, созданию благоприятных условий для выпускников на международной арене и привлекательности общего пространства высшего образования.
Европейское сообщество предприняло в последние годы целый ряд мер для содействия развитию вузовских совместных программ.
В частности, для изучения и обобщения лучших практик деятельности университетов
в этой области в 2002 г.
было проведено ис-44

[стр.,46]

следование магистерских и программ совместных дипломов в Европе.
Европейская ассоциация университетов осуществила проект «Развитие совместных магистерских программ в Европе».

Состоялись семинары в Стокгольме (2004 и 2005 гг.), Мантуе (2003 г.), конференция в Румынии (2003 г.), посвященные данной проблематике.

Упомянутое выше исследование магистерских и программ совместных дипломов показало, в частности, что все 26 обследованных образовательных систем (в Австрии, Фламандской и Французской Бельгии, Болгарии, Чешской Республике, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литве, Мальте, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Словакии, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании) подтверждают наличие программ совместных дипломов их высших образовательных учреждений с зарубежными партнерами.
У ряда стран в ходе обследования на предмет наличия совместных программ были определенные затруднения в ответах в связи с многообразием форм и моделей совместных программ, а также в связи с «размытостью» их характеристик.
Для преодоления подобной нечеткости в определениях в рамках указанного выше исследования была впервые предпринята попытка определить содержание совместных программ (в том числе и для того, чтобы отделить их от академической мобильности, с одной стороны, и сотрудничества по развитию учебных планов, с другой стороны).
В качестве одного из выводов данного исследования было сформулировано, что совместные дипломы обычно присуждаются после курса обучения, который соответствует всем или, по меньшей мере, некоторым из следующих характеристик: • программы создаются и одобряются совместно несколькими учебными заведениями; • студенты проходят часть обучения в других вузах; • сроки обучения студентов сравнимы по длительности; • сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически; • преподаватели попеременно преподают в сотрудничающих вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают общие комиссии по зачислению и экзаменам; • после завершения полной программы студенты либо получают государственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень (в реальности это обычно неофициальный «сертификат» или «диплом»), присуждаемую совместно.
Однако не все программы совместных дипломов обязательно должны соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, особенно, если они все еще находятся в развитии.
45

[стр.,47]

Как свидетельствует опыт, существует множество разнообразных моделей и примеров успешных совместных образовательных программ и нет какой-либо одной идеальной модели партнерства.
Важно, что ключевыми критериями совместных программ является то, что они базируются на совместной разработке и осуществлении интегрированных учебных планов.
При этом элемент международной мобильности
является встроенным и обязательным для профессионального высшего образования, завершающегося получением совместной степени.
Совместные программы
во многом возникают по инициативе самих университетов, поэтому нередко точные и полные данные о них отсутствуют на министерском уровне.
При этом данные программы весьма неравномерно распределяются по европейским странам.
К примеру, в Бельгии, Нидерландах и Польше их всего несколько, тогда как в Германии и Франции их несколько сотен.
Совместные программы встречаются во множестве предметных областей, однако наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании.
Широко представлены такие программы в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках.
В образовательных областях,
в значительной мере регулируемых государством (архитектура, медицина и т.д.), или тех предметных областях, где автономность вузов незначительная, создание совместных программ имеет определенную специфику.
Недостаточно информации о наличии совместных программ в естественных науках.
В большей степени совместные программы представлены на магистерском и докторском уровнях; в меньшей степени — на уровне бакалавриата.
Большинство программ
явилось результатом двустороннего сотрудничества университетов, хотя есть и отдельные примеры многосторонних программ.
Создание совместных программ в европейских университетах, благодаря возросшей поддержке со стороны международного образовательного сообщества, ускорилось в последние годы и, по мнению ряда экспертов, перемещается из периферии университетской жизни в ее центр.
Однако их деятельность сопровождается множеством проблем, часто являющихся следствием несопоставимости требований различных европейских образовательных структур.
Среди них наиболее важными являются, прежде всего, следующие: 46

[Back]