Проверяемый текст
[стр. 69]

ния.
Дизайн совместных программ является, как правило, результатом совместных действий университетов и закрепляется в межуниверситетских соглашениях.
Эти соглашения регулируют не только вопросы, связанные с организацией учебного процесса (включая элемент международной мобильности как необходимый), но и вопросы присуждения совместных степеней.
Присуждение совместных степеней в европейских странах сегодня регулируется в основном межуниверситетскими соглашениями, а не законодательными инструментами более высокого уровня.
Это связано с отсутствием национального законодательства, признающего двойные, а в ряде случаев и совместные дипломы.
Как отмечается в выводах проекта Европейской университетской ассоциации по обобщению опыта совместных программ, что хотя программы совместных или двух дипломов еще сравнительно немногочисленны далее в Европе, они, как прообраз будущего, играют важнейшую ключевую роль пионеров, находящихся на шаг вперед по отношению к нынешнему состоянию Болонских реформ.
В последние десятилетия активизировала международное сотрудничество в сфере высшего образования и Российская Федерация.
В 1998— 2000 гг.
Россия ратифицировала основополагающие конвенции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы.
Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых
договором с зарубежными университетами.
Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными, зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами: ЮНЕСКО,
ТЕМПУС/ТАСИС, ДААД.
Всемирным банком, АЙРЕКС, JHHTAC, КАРНЕГИ, Британским Советом и др.
В принятой в октябре 2000 г.
“Национальной доктрине образования в Российской Федерации” отмечено, что государство призвано обеспечить “интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и
сообществ”'1.
При этом важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств.
71 Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
-М.:, 2003.
с.
10
[стр. 1]

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И.
Н.
Зорников, Л.
П.
Волкова Воронеж Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на все общественные изменения и процессы.
Рост международной открытости национальных культур, основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно преломляются в системе образования.
В частности, постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных университетах.
Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой.
Новые современные технологии, с их мощной инфраструктурой, делающей доступным для информации практически каждый уголок земного шара, универсализируют содержание высшего образования, обеспечивают трансляцию знаний, обучение из ведущих мировых образовательных центров.
Глобализация, которая, невзирая на различия во мнениях, представляет собой объективную реальность, требует от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности на ценностях общечеловеческой этики.
Происходящее почти во всех странах расширение демократии и усиление правового государства повышают роль образования в деле воспитания молодежи и взрослых в духе демократической гражданственности.
Изначально свойственные науке и высшему образованию идеи академической свободы и равноправия с ростом масштабов высшего образования транслируются на все общество, универсализируя его политическое устройство в разных странах.
Формирование новых социокультурных ценностей, разделяемых большинством стран, входящих в мировое сообщество, таких как цивилизованный свободный рынок и гуманизация общественных отношений, не только меняют структуру высшего образования, расширяя подготовку экономистов, менеджеров, гуманитариев: юристов, социологов, политологов, но и меняют всю его парадигму, переходя от сциентизма к гомоцентризму, ставят шлагбаум нравственному релятивизму специалистов.
Эти вызовы современной эпохи, особенности международной жизни порождают основные тенденции в высшем образовании.
Важнейшей тенденцией, связанной с возрастанием роли науки в производстве и обществе, является рост масштабов высшего образования.
Высшее образование все более становиться массовым.
В разных странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения составил в среднем почти 60 процентов, а в Северной Америке 84 процента.
Идет стремительный количественный рост студентов вузов.
Если в 1960 г.
число студентов в мире по данным ЮНЕСКО составляло 13 млн., то в 1997 г.
оно возросло почти в 7 раз и составило 88,2 млн1.
Другой важной тенденцией, развивающейся особенно динамично со второй половины XX века, является диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию.
В условиях роста многообразия учебных заведений, дающих знания и навыки в сфере умственного труда, роль классических университетов, однако, не только не уменьшилась, но и возросла.
Они с полным основанием претендуют на роль центров по формированию социокультурной среды в регионе.
И третьей, динамично набирающей силу, является тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества.
Это проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, так и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов.
В сфере высшего образования “наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике”2.
Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет.
Из года в год растет число студентов, исследователей и преподавателей, которые обучаются, работают, живут и общаются в интернациональной среде.
По данным статистики, число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны с 920 тыс.
человек в 1980г.
выросло до 1 млн.
550 тыс.
человек в 1996 г.3 Интернационализация высшего образования представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс.
По мнению многих ученых и деятелей высшей школы, интернационализация высшего образования приобретает черты качественно нового этапа интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политико-правовой надстройки интеграционного комплекса.
По своему содержанию интеграция высшего образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему.
Но следует сразу оговориться, что интеграция мировой системы высшего образования это процесс объединения, а не само объединение4.
В реальной действительности наблюдаются контуры такой системы, порождающей достижения, проблемы и противоречия.
Мировую систему высшего образования можно охарактеризовать как открытую социальную систему с нежесткой связью между элементами, системностью самих элементов и вариативностью нормативной регуляции.
Вместе с тем, она отвечает основным признакам системности.
Во-первых, мировое высшее образование представляет собой множественность взаимосвязанных элементов разного уровня и характера.
К ним следует отнести образовательные учреждения, которые устанавливают прочные связи с зарубежными партнерами и организациями, отдельные национальные и региональные системы, вырабатывающие общую стратегию развития для всего мира под эгидой ЮНЕСКО и ООН, и различные международные образовательные организации и ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему.
Безусловно, все учреждения и организации высшего образования административно автономны.
Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, они взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка.
Пока международный аспект не главный, не доминирующий в деятельности образовательных организаций, но он латентно присутствует как ориентир, некий стандарт для решения региональных и национальных задач, решаемых высшим образованием.
Во-вторых, в мировом высшем образовании появляются признаки целостности, автономности по отношению к экономическим, политическим и другим мировым социальным системам.
Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии, традиционно регулирующих деятельность классических университетов, и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые на международных форумах, определяющие перспективы развития высшего образования и добровольно принимаемые к исполнению всеми присоединившимися странами.
Этот тип нормативной регуляции, безусловно, не имеет ничего общего с административным управлением.
Формируется мировая система высшего образования ассоциативного типа, административно не регулирующая, но идеологически определяющая парадигму развития всех образовательных систем национальных, региональных, международных.
В-третьих, мировая система высшего образования обладает таким признаком системности, как устойчивость, достигающаяся вследствие постоянного воспроизводства своих структурных элементов, кадров и норм, регулирующих ее функционирование.
Причем, устойчивость предполагает постоянное развитие системы высшего образования, ее приспособление к меняющимся условиям современного мира.
В этой связи кризис высшего образования, о котором много пишут и говорят, есть ни что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”.
Успешное преодоление кризиса, следует заметить, возможно лишь при объединении национальных сил и ресурсов, при условии международной солидарности, взаимопомощи и поддержки.
Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования.
Еще раз следует подчеркнуть, что интеграция высшего образования в мировую систему это объективно развивающийся процесс, в который можно стараться не включаться, но который нельзя не замечать.
Как любое объективное явление, процесс международной интеграции в той или иной мере трансформирует национальные образовательные системы.
Тенденции развития высшего образования влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Расширение масштабов высшего образования ставит остро проблему качества обучения.
Современное общество нуждается в высокообразованных и мобильных специалистах.
И именно общество может и должно стимулировать качественное высшее образование, воздействуя на рынок труда молодых специалистов.
Остро стоит проблема финансирования растущих масштабов высшего образования.
Рост числа студентов вынуждает многие учебные заведения сокращать затраты на модернизацию инфраструктуры, библиотечные фонды, международное сотрудничество, педагогические кадры.
Диверсификация высшего образования породила проблему его адекватности современным требованиям и качественных различий в разных типах учебных заведений.
Для России эта проблема выражается в качественных различиях контингента студентов и преподавательского состава, а, следовательно, и уровня подготовки в государственных и некоммерческих вузах.
Интернационализация высшего образования, отвечающая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации, потребительских рынков и т.д.
является, безусловно, благоприятной тенденцией.
Однако, мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции, как “утечка умов”.
Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызвана не исключительно академической мобильностью, но и активизацией международной миграции, и тем, что развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия.
Интеграция высшего образования в мировую систему — это объективный процесс, который не должен слепо развиваться.
Мировая общественность может и должна видеть и анализировать его положительные и отрицательные стороны, принимать важные управленческие решения по его координации и коррекции.
Важную роль в процессе развития международной интеграции высшего образования играют международное сотрудничество и такие международные организации, как ЮНЕСКО.
“Развитие международного сотрудничества”, — как отмечено в Программном документе ЮНЕСКО “Реформа и развитие высшего образования” (1995г.), — “является главной целью ЮНЕСКО и основной формой деятельности в сфере высшего образования”5.
Международное сотрудничество является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования.
Оно призвано решать ряд актуальных задач, таких как: соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества; выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах; укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования; совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах; содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов; координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования; стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин “утечки умов”; поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.
Международное сотрудничество меняет свои формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи: достижения такого уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума; выравнивания уровня национальных образовательных систем; подготовки квалифицированных кадров для национальной экономики.
В этих условиях возрастает роль и значение международных организаций, фондов и программ в области образования и науки.
В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления.
Подготовлены и приняты 7 конвенций по взаимному признанию документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней, создающих нормативную основу интеграционного процесса в сфере высшего образования ЕС.
Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов, обмен преподавателями и студентами, в том числе при содействии созданных целевых наднациональных программ ЕС (СОМЕТТ, ЕRASMUS, LINGUA, SOCRATES др.).
В последние десятилетия активизировала международное сотрудничество в сфере высшего образования и Российская Федерация.
В 1998— 2000 гг.
Россия ратифицировала основополагающие конвенции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы.
Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых
договоров с зарубежными университетами.
Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными, зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами: ЮНЕСКО,
Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса), ТЕМПУС/ТАСИС, ДААД, Всемирным банком, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, Британским Советом и др.
В принятой в октябре 2000 г.
“Национальной доктрине образования в Российской Федерации” отмечено, что государство призвано обеспечить “интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и
сообществ”6.
Причем важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего, по мнению ректора МГУ академика В.А.
Садовничего, относится “научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность”7.
Необходимо найти оптимальные варианты последовательной интеграции высшей школы России в мировую систему высшего образования, сохранить все ценное, что имеет российская высшая школа, в то же время осуществить, с учетом международного опыта, востребованные временем изменения, которые позволят обеспечить перспективы развития России в новом столетии.

[Back]