Проверяемый текст
Саттаров Вагиз Сулейманович. Судебная система в триаде власти современного российского государства (Диссертация 2004)
[стр. 49]

Конечно же, политико-правовая трактовка функций судебной системы должна иметь несколько иной характер.
Рассматривая данную проблему с позиций
юриспруденции и учитывая специфику ее предмета и метода, под функциями судебной системы, прежде всего, следует понимать статусные роли субъектов этой системы.
При этом надо иметь в виду, что судебная система
представляет собой не только взаимосвязанную совокупность ценностно-нормативных и организационных феноменов, но и определенный комплекс действий и взаимодействий некоторого числа индивидов, образующих единую, сплоченную группу на основе общности или сходства их статусных и профессионально-деловых интересов.
Преследуя эти, на первый взгляд, частные интересы, агенты судебной системы,
гем не менее, осуществляют важнейшую функцию, связанную с разрешением множества самых разнообразных общественных конфликтов на основе санкционированных обществом или от его имени государством законов и в соответствии с их собственным правосознанием и внутренним убеждением.
Однако какой бы самостоятельностью и своеобразием ни обладал суд, содержание и формы его институциональной деятельности в системе политико-правового обеспечения национальной безопасности, равно как и место в системе общественных институтов, во многом определяются различными факторами, прежде всего уровнем социально-экономического развития общества и характером его политического устройства.
Исходя из того, что степень экономико-социального развития и тип политической организации современных обществ различны, совсем нетрудно сделать
вывод о невозможности существования универсальной модели судебной системы, которая одинаково успешно функционировала бы в любых исторических и социально-политических условиях.
При типологизации судебных систем
современные ученые-юристы все же акцентируют внимание на структурных, а не на функциональных разлиI 49
[стр. 57]

Конечно же, социологическая трактовка социальных функций судебной системы должна иметь несколько иной характер.
Рассматривая данную проблему с позиций
социологии и учитывая специфику ее предмета и метода под социальными функциями судебной системы прежде всего следует понимать статусные роли и реальные действия субъектов этой системы.
Кроме того, имеет смысл говорить о деятельности судебной системы как определенной социальной целостности, специфического общественного образования, в упомянутых выше направлениях и формах.
При этом надо иметь в виду, что судебная система,
с точки зрения социолога, представляет собой не только взаимосвязанную совокупность ценностнонормативных и организационных феноменов, но и определенный комплекс действий и взаимодействий некоторого числа индивидов, образующих единую, сплоченную группу на основе общности или сходства их статусных и профессионально-деловых интересов.
Преследуя эти, на первый взгляд, частные интересы, агенты судебной системы,
тем не менее, осуществляют важнейшую социальную функцию, связанную с разрешением множества самых разнообразных общественных конфликтов на основе санкционированных обществом или от его имени государством законов и в соответствиии с их собственным правосознанием и внутренним убеждением.
В этом, с нашей точки зрения, и заключается основная, главная социальная функция судебной системы как самостоятельного и своеобразного общественного института.
Однако какими бы самостоятельностью и своеобразием ни обладал суд, содержание и формы его институциональной деятельности, равно как и место в системе общественных институтов, во многом определяются различными социальными и политическими факторами, прежде всего уровнем социальноэкономического развития общества и характером его политического устройства.
Исходя из того, что степень экономико-социального развития и тип политической организации современных обществ различны, совсем нетрудно сделать
57

[стр.,58]

вывод о невозможности существования универсальной модели судебной системы, которая одинаково успешно функционировала бы в любых исторических и социально-политических условиях.
Было бы слишком большим преувеличением утверждать, что современное поколение отечественных ученых-правоведов не понимает значения социальных факторов как важных детерминант системы судопроизводства.
Совсем наоборот.
Ю ристы вовсе не отрицают влияния социальных условий как на структуру судебных органов, так и на выполняемые ими функции.
Однако при типологизации судебных систем современного мира они все же акцентируют внимание прежде всего на структурных, а не на функциональных различиях этих систем.
Так, в частности, исходя в первую очередь из особенностей организации судебного дела в различных странах мира ими вьщеляются четыре модели систем судопроизводства: англо-американская, романо-германская, социалистическая и мусульманская.' Вместе с тем, как это ни странно, при попытке теор>етического осмысления некоторых проблем организации и функционирования судебной власти специалисты в области юриспруденции нередко пытаются построить универсальную модель государства, где как формально, так и по существу власть разделена, а суд полностью самостоятелен в своих решениях и относительно независим от исполнительных и законодательных органов.
Так, утверждается, в частности, что деятельность суда имеет целью обеспечение господства права, в том числе и по отношению к государственным органам и должностным лицам.
Вследствие чего суд наделяется рядом специфических полномочий.
Например, правом лишения человека на основе закона собственности, свободы и даже жизни.
Кроме того, подчеркивается мысль, что положение судебной власти в системе органов государства с точки зрения выполняемых ею функций достаточно противоречиво.
При этом противоречивый характер статуса и роли 58

[Back]