114 группа, таков и образ их жизни: уклад повседневной деятельности, круг проявляемых забот и реализуемых нужд. В таких общностях реализуются основные человеческие потребности от самых обычных до творческих. Поэтому многие исследователи рассматривают идентичность как базовую характеристику образа жизни, индивидуального ее стиля, согласно которой люди строят своё поведение и свою трудовую и общественную деятельность. В рамках нашего исследования следует вести речь о нормативном, реальном и желаемом образе жизни членов экоНПО. Величина разрыва между нормативным, реальным и желаемым образами жизни знаменует уровень устойчивости, сбалансированности и удовлетворённости человека своей жизнью, социальным положением, социальным статусом. Определяющей для образа жизни является та идентичность, которая выступает на первый план по важности и значимости для человека. Этот аспект представляется наиболее интересным в рамках нашего исследования, так как для значительного числа респондентов работа в экоНПО является важным элементом его деятельности. Очевидно, что в исследуемом случае наибольший интерес представляет анализ тех идентичностей, которые связаны с теми или иными видами деятельности. Во-первых, эти идентичности проявляются в социальноэкономическом плане и предполагают такие ее формы, как профессиональная, должностная, производственная, который в явной или латентной форме требует соблюдения определённых стандартов поведения и определённых ритуалов, следования групповым символам. Нередко ,этот процесс приводит к формированию профессиональной этики, что очень четко и наглядно отражается в образе жизни. Во-вторых, социально-культурная идентичность связана с духовными аспектами жизни, которые могут определяться как особенностями профессиональной деятельности и участия в |
117 Этот вопрос, на первый взгляд, не имеющий прямого отношения к профессиональной деятельности участников опроса, на самом деле весьма показателен в части характеристики их отношения к ценностям и ориентирам в частной жизни. Примечательно, что большинство респондентов отдают приоритет таким целям воспитания как «дать хорошее образование»; «привить организованность, трудолюбие» и «развивать умственные способности». Доля опрошенных, отдавших предпочтение этим позициям , оказалась существенно выше соответствующих показателей в целом по стране (как среди богатых, так и среди бедных). Сравнительно небольшое число респондентов (5%) выбрало цель «привить демократические ценности». Однако этот показатель впятеро превышает показатели, установленные в ходе исследований ИКСИРАН. Базовой характеристикой образа жизни служит идентичность. В зависимости от того, с кем идентифицирует себя человек или социальная группа, таков и образ их жизни: уклад повседневной деятельности, круг проявляемых забот и реализуемых нужд. В таких общностях реализуются основные человеческие потребности — от самых обычных до творческих. Поэтому многие исследователи рассматривают идентичность как базовую характеристику образа жизни, индивидуального ее стиля, согласно которой люди строят свое поведение и свою трудовую и общественную деятельность. В рамках нашего исследования следует вести речь о нормативном, реальном и желаемом образе жизни специалистов и менеджеров предприятий — членов холдингов. Величина разрыва между нормативным, реальным и желаемым образами жизни знаменует уровень устойчивости, сбалансированности и удовлетворенности человека своей жизнью, социальным положением, социальным статусом. Определяющей для образа жизни является та идентичность, которая выступает на первый план по важности и значимости для человека. Этот аспект представляется наиболее интересным в рамках нашего исследования, так как для значительного числа респондентов работа на предприятии, входящем в холдинг, является основным источником доходов. 118 а подавляющее большинство респондентов оказались в этой роли, будучи сложившимися специалистами в той или иной области. Очевидно, что в исследуемом случае наибольший интерес представляет анализ тех идентичностей, которые связаны с теми или иными видами деятельности. Во-первых, эти идентичности проявляются в социальноэкономическом плане и предполагают такие ее формы, как профессиональная, должностная, производственная, который в явной или латентной форме требует соблюдения определенных стандартов поведения и определенных ритуалов, следования профессиональным символам. Нередко этот процесс приводит к формированию профессиональной этики, что очень четко и наглядно отражается в образе жизни. Во-вторых, социально-культурная идентичность связана с духовными аспектами жизни, которые могут определяться как особенностями профессиональной деятельности, обусловленными нахождением предприятия в составе холдинга, так и предпочтениями в организации своего стиля и уклада жизни. В таком случае образ жизни во многом определяется направленностью духовных и творческих потребностей. Кроме того, необходимо дать ответ на вопрос о стратегических ориентациях в построении образа жизни, в которых в органическом единстве сочетаются как общественные, так и групповые и личные интересы. В данном случае речь идет о творческом, комфортном образе жизни, стремлении к личному и общественному благополучию, к возможности проявить творчество и претворить в жизнь свои замыслы, реализовать их в том или ином виде в сфере духовного производства. Входя в профессиональную среду люди вырабатывают некоторые овъединяющие их характеристики, черты и признаки, которые делают это общее надындивидуальным, имеющим уже обобщающие социальные характеристики. Здесь исходным понятием является сознание (общественное, групповое, индивидуальное). |