115 общественных движениях, так и предпочтениями в организации своего стиля и уклада жизни. В таком случае образ жизни во многом определяется направленностью духовных и творческих потребностей. Кроме того, необходимо дать ответ на вопрос о стратегических ориентациях в построении образа жизни, в которых в органическом единстве сочетаются как общественные, так и групповые и личные интересы. В данном случае речь идет о творческом, комфортном образе жизни, стремлении к личному и обществен ному благополучию, к возможности проявить творчество и претворить в жизнь свои замыслы, реализовать их в том или ином виде в сфере духовного производства. Входя в экологическую среду люди, вырабатывают некоторые объединяющие их характеристики, черты и признаки, которые делают это общее надындивидуальным, имеющим уже обобщающие социальные характеристики. Здесь исходным понятием является сознание (общественное, групповое, индивидуальное). Важно выделить те компоненты сознания, которые являются характеристиками макромира в той же степени, что и микромир [109]. При этом необходимо проанализировать его начальное звено — специфические знания, которые как особое проявление информации в одинаковой степени необходимы и конкретному члену экоНПО и отдельной (например, региональной) группе, и сообществу в целом. К этому следует добавить, что в социологическом исследовании необходимо рассмотреть и актуализированное знание мнение, которое отражает реакцию на некоторые злободневные и интересующие членов экоНПО проблемы и противоречия. Несомненно, что знания изначальный, но не единственный компонент сознания, и притом не пассивный. Люди постоянно примеряют багаж имеющихся знаний для своей трудовой, общественной и повседневной жизни, оценивая их полезность, значимость, необходимость, т.е. они постоянно производят оценку знаний, на основе чего I |
118 а подавляющее большинство респондентов оказались в этой роли, будучи сложившимися специалистами в той или иной области. Очевидно, что в исследуемом случае наибольший интерес представляет анализ тех идентичностей, которые связаны с теми или иными видами деятельности. Во-первых, эти идентичности проявляются в социальноэкономическом плане и предполагают такие ее формы, как профессиональная, должностная, производственная, который в явной или латентной форме требует соблюдения определенных стандартов поведения и определенных ритуалов, следования профессиональным символам. Нередко этот процесс приводит к формированию профессиональной этики, что очень четко и наглядно отражается в образе жизни. Во-вторых, социально-культурная идентичность связана с духовными аспектами жизни, которые могут определяться как особенностями профессиональной деятельности, обусловленными нахождением предприятия в составе холдинга, так и предпочтениями в организации своего стиля и уклада жизни. В таком случае образ жизни во многом определяется направленностью духовных и творческих потребностей. Кроме того, необходимо дать ответ на вопрос о стратегических ориентациях в построении образа жизни, в которых в органическом единстве сочетаются как общественные, так и групповые и личные интересы. В данном случае речь идет о творческом, комфортном образе жизни, стремлении к личному и общественному благополучию, к возможности проявить творчество и претворить в жизнь свои замыслы, реализовать их в том или ином виде в сфере духовного производства. Входя в профессиональную среду люди вырабатывают некоторые овъединяющие их характеристики, черты и признаки, которые делают это общее надындивидуальным, имеющим уже обобщающие социальные характеристики. Здесь исходным понятием является сознание (общественное, групповое, индивидуальное). 119 Важно выделить те компоненты сознания, которые являются характеристиками макромира в той же степени, что и микромир [131]. При этом необходимо проанализировать его начальное звено — специфические знания, которые как особое проявление информации в одинаковой степени необходимы и конкретному менеджеру или специалисту, и отдельной (например, корпоративной) группе, и профессиональному (корпоративному в рамках предприятия и холдинга) сообществу в целом. К этому следует добавить, что в социологическом исследовании необходимо рассмотреть и актуализированное знание — мнение, которое отражает реакцию на некоторые злободневные и интересующие специалистов и менеджеров проблемы и противоречия. Несомненно, что знания — изначальный, но не единственный компонент сознания, и притом не пассивный. Люди постоянно примеряют багаж имеющихся знаний для своей трудовой и повседневной жизни, оценивая их полезность, значимость, необходимость, т.е. они постоянно производят оценку знаний, на основе чего вырабатывают отношение к ним, в том числе и с точки зрения их соответствия реальным потребностям. В соответствии с этим сознание включает в себя такие компоненты, как потребности в знании и потребности вообще, что делает возможным и необходимым их изучение, а соответственно и использование. По мере осознания потребностей, оценки их значимости, полезности и необходимости происходит формирование мотивов элементов побуждения менеджера или специалиста к активной деятельности в социотехнической системе. Экономическая социология накопила немалый опыт в исследовании мотивов — задача состоит сейчас в том, чтобы представить их как непременный элемент, используемый в процессе осознания специалистом окружающего мира, в т.ч. в части обусловленной наличием холдинговой структуры, в одной из частей которой он работает. Когда возникают проблемы в удовлетворении потребностей, огромную роль начинают играть ценностные ориентации специалистов во всем их многообразии как смыслообразующие, базо |