112 Именно таким образом понимаемая и реализуемая в ходе тренинга дискуссия может называться методом тренингового обучения в отличие от традиционного рассмотрения дискуссии как дидактической формы или приема, способа решения учебных задач. Среди игровых методов, используемых в тренинге можно выделить два основных их "подвида" метод деловой игры (или, как ею еще называют, операционной игры) и метод ролевой шры. В деловой шре акцент делается на аспект инструментального обучения, то есть, на отработку взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих тот или иной производственный процесс, в то время как аспект межличностных отношений и их анализа оказывается минимизированным по сравнению с реальностью и по сравнению с методом ролевой игры. 11о своей процедуре деловая игра представляет собой особым образом организованную и развертываемую в соответствии с предписываемыми или принимаемыми в ходе самой шры правилами и нормами совместную деятельность участников учебного процесса, в ходе которой осуществляется постановка профессионально важных целей и их последующее достижение посредством принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений в обстановке условной практики. Деловая игра, по мнению ЮН. Емельянова [59] имеет следующие основные характеристики: 1.Она является дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления участников тренинга, то есть, их способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению, доказательству субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. 2. Она выступает основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения проблемных ситуаций посредством двустороннего и многостороннего общения, |
126 ственной позиции за счет наблюдения за продвижением в направлении определенной точки зрения других участников дискуссии [144]. Словом, для того, чтобы изменить свою установку «участнику дискуссии требуется нечто большее, чем просто услышать чьи-либо аргументы. Активное участие в дискуссии вызывает несравненно большее изменение установок, чем пассивное восприятие. Участники и наблюдатели слышат те же самые идеи, но когда участники выражают их своими собственными словами, вербальная определенность усиливает воздействие. Чем больше члены группы повторяют друг друга, тем больше они их усваивают и ценят». Отличие групповой дискуссии как базового метода тренинга от дискуссии, понимаемой традиционно, по мнению В.И.Девятко, связано со следующими её особенностями [72]: с размером аудитории, заданной численностью группы тренинга (не более 12 человек), с возможностью контролировать социально психологические процессы (поляризацию и (или) сближение мнений) участников дискуссии и управлять этой дискуссией; с развертыванием дискуссии на фоне явлений тренинга, то есть на фоне доверительности, межличностного познания друг друга обучаемыми и развитием групповых отношений, на фоне действия группы как единого коллективного субъекта познания, изучающего особенности «своего» общения в процессе моделирования различных сторон жизнедеятельности ее участников; с высокой заинтересованностью всех участников дискуссии в ее результатах. Именно таким образом понимаемая и реализуемая в ходе тренинга дискуссия может называться методом тренингового обучения, в отличие от традиционного рассмотрения дискуссии как дидактической формы или приема, способа решения учебных задач. Среди игровых методов, используемых в тренинге, можно выделить деловой игры или, как его еще два основных их «подвида» метод 127 называют, операционной игры) и метод ролевой игры. В деловой игре акцент делается на аспект инструментального обучения, то есть, на отработку взаимодействия участников игры в ситуациях, моделируюш,их тот или иной производственный процесс, в то время как аспект межличностных отношений и их анализа оказывается минимизированным по сравнению с реальностью и по сравнению с методом ролевой игры. По своей процедуре деловая игра представляет собой особым образом организованную и развертываемую в соответствии с предписываемыми или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами совместную деятельность участников учебного процесса, в ходе которой осуществляется постановка профессионально важных целей и их последуюш,ее достижение посредством принятия соответствуюш,их индивидуальных и групповых решений в обстановке условной практики. Деловая игра, по мнению Ю.Н.Емельянова, имеет следуюш,ие основные характеристики [82]: 1. Она является дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления участников тренинга, то есть их способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению, доказательству субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. 2. Она выступает основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения проблемных ситуаций посредством двустороннего и многостороннего общения, обеспечивающего возможность выработки индивидуальных и групповых решений, а также достижения промежуточных и конечных результатов игры. 3. Будучи моделью двух реальностей: производственного процесса и профессиональной деятельности, деловая игра способствует достижению двоякого рода целей: игровых и педагогических (учебных) при доминирующей роли последних. В ролевой игре предметом внимательного рассмотрения и изучения является, прежде всего, закономерность межличностного общения, понимаемого в един |