Проверяемый текст
Шадрин Максим Александрович. Эволюция политико-территориального устройства России в процессе формирования и развития российской государственности (Диссертация 2004)
[стр. 23]

23 регулирования (военные, внешнеполитические, транспортные) были полностью переданы общероссийским органам.
Надо сказать, что 29 августа 1918 г.
также была обнародована Декларация об отказе от договоров, заключенных правительством бывшей Российской Империи о
разделах Польши.
На территориях, входящих в состав советского государства, избирались съезды Советов: областные (из представителей городских Советов и уездных съездов Советов), губернские (окружные; из представителей городских Советов и волостных съездов Советов), уездные (районные; из представителей сельских Советов) и волостные (из представителей всех сельских Советов волости).
В тех сельских местностях, где это было признано осуществимым, вопросы управления разрешались общим собранием избирателей
селения непосредственно.
Предметами ведения областных, губернских, уездных и волостных органов советской власти являлись следующие направления:
проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти, принятие всех мер к поднятию территории в культурном и хозяйственном отношениях, разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для территории) значение и объединение всей советской деятельности в пределах территории.
За центром оставались основные властные функции — военно-морские, связь, финансы, внешняя политика, транспорт.
Разграничение и установление правового статуса между территориальными единицами и центром каждый раз происходило в индивидуальном порядке.
Первоначально единственной формой автономии была автономная республика (Башкирская,
Туркестанская и др.).
Со второй половины 1918 г.
возникли новые формы — трудовая коммуна (Эстония, Трудовая коммуна немцев Поволжья и др.), ав тономная область (Чувашская, Калмыцкая и др.), а в составе некоторых автономных республик
созданы округа на национальной
[стр. 72]

ному в Декларации.
Многие из них вскоре распались, на их месте возникли новые (Горская, Дагестанская, Крымская, включение Нагорного Карабаха в АзССР с предоставлением ему широких полномочий).
Вместе с тем, по свидетельству И.В.Сталина, значительная часть народов была "совершенно индеферентна" и спокойно существовала в условиях прежнего статуса1.
В соответствии с Конституцией 1918 года федерация строилась на основе автономии (а не союза) составных частей, основанием для образования ее субъектов являются национально-территориальный и бытовой (культурнонациональный) признаки.
Создаваемые образования были названы в Конституции областными союзами Советов.
Установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав РСФСР, а также разрешение споров между ними находилось в ведении Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа Советов (ст.
49).
В первое время автономиям предоставлялись различные льготы и преимущества.
Однако постепенно эта практика сворачивалась, и к 1920 году переданные автономиям сферы регулирования (военные, внешнеполитические, транспортные) были полностью переданы общероссийским органам.
29 августа 1918 года также была обнародована Декларация об отказе от договоров, заключенных правительством бывшей Российской империи о
райислворрклпрних, входящих в состав советского государства, избирались Съезды Советов: а) Областные из представителей городских Советов и уездных съездов Советов; б) Губернские (окружные) из представителей городских Советов и волостных съездов Советов; в) Уездные (районные) из представителей сельских Советов; г) Волостные из представителей всех сельских Советов волости.
В тех сельских местностях, где это было признано осуществимым, вопросы управления разрешались общим собранием избирателей
данного селения непосредственно.
1 Цитируется по: Административно-территориальное устройство России.
История и современность.
М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
С.209.
72

[стр.,73]

73 Предметами ведения областных, губернских, уездных и волостных органов советской власти являлись следующие направления: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
За центром оставались основные властные функции: военно-морские, связь, финансы, внешняя политика, транспорт.
Разграничение и установление правового статуса между территориальными единицами и центром каждый раз происходило в индивидуальном порядке.
Первоначально единственной формой автономии была автономная республика (Башкирская,
Киргизская и др.).
Со второй половины 1918 года возникли новые формы: трудовая коммуна (Эстония, Трудовая коммуна немцев Поволжья и др.), автономная область (Чувашская, Калмыцкая и др.), а в составе некоторых автономных республик
были созданы округа на национальной основе1.
Все автономные образования, возникшие после принятия Конституции 1918 года, создавались на основе законодательных актов центральных органов, «сверху».
Вместе с тем, по сути, решение национального вопроса продолжало сложившуюся в Российской империи практику дробления национальной территории, в целях предотвращения сепаратистских тенденций.
В результате национально-территориального размежевания процент коренного населения в автономиях был различным, но в большинстве случаев он не только не превышал 50 %, но был даже меньше этого показателя2.
1 См.: Чиркин В.Е.
Консппуционное право России: Учебник.
М., 2003.
С.
176.
2 См.: Чистяков О.И.
Проблемы демократизации и федерализма в первой советской конституции.
М, 1977.
С.97-98; Колюшин Е.И.
Опыт российского федеративного строительства в составе СССР и форма союзного государства // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опьгг зарубежных стран / Под.
ред.
С.А.
Авакьяна.
М, 2001 С.56.
*

[Back]