Проверяемый текст
Шадрин Максим Александрович. Эволюция политико-территориального устройства России в процессе формирования и развития российской государственности (Диссертация 2004)
[стр. 24]

24 основе.
Все автономные образования, возникшие после принятия Конституции
19)8 г., создавались на основе законодательных актов центральных органов, «сверху».' Вместе с тем решение национального вопроса продолжало сложившуюся в Российской Империи практику дробления национальной территории в целях предотвращения сепаратистских тенденций.
В результате национально-территориального размежевания процент коренного населения в автономиях был различным, но в большинстве случаев
не только не превышал 50%, но был даже меньше этого показателя2.
В 1919 г.
VIII съезд Советов принял решение перейти от прежнего административного деления страны, выполнявшего фискальные и военнополицейские функции, к административно-хозяйственному устройству (или, как писали в
20-х гг., «к административно-хозяйственному» или «экономическому районированию»).
В дальнейшем этот подход определился как принцип единства экономического районирования и административно территориального
устройства3.
По существу этот подход означает, что существующие экономические районы, чтобы стать реальными субъектами управления, должны были получить соответствующий административно-территориальный статус.
В марте 1921 г.
на
2-ой сессии В ЦИК, рассматривавшей Основные положения установления границ административно-хозяйственных районов, было выделено шесть признаков, на основе которых необходимо осуществлять административное деление1: 1) сосредоточение промышленности; 2) сосредоточение технических культур; 3) мелкорайонное деление территории по принципу тяготения населения к промышленно-распределительным пунктам; 4) направление и характер ' Чиркин В.Е.
Конституционное право России: Учебник.
М., 2003, с.
176.
: Чистяков О.И.
Проблемы демократизации и федерализма в первой советской конституции.
М, 1977, с.
97-98;
Колюшни Е.И.
Опыт российского федеративного строительства в составе СССР и форма
союзною государства // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран /Под рсд.
С.А.
Лпакьяна.
М., 2001, С.56.
Исляев Р.А.
Административно-территориальное устройство Советской России и СССР: Текст лекций.
СПб.: СПбГИЭУ, 2002, с.
5.
[стр. 73]

73 Предметами ведения областных, губернских, уездных и волостных органов советской власти являлись следующие направления: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
За центром оставались основные властные функции: военно-морские, связь, финансы, внешняя политика, транспорт.
Разграничение и установление правового статуса между территориальными единицами и центром каждый раз происходило в индивидуальном порядке.
Первоначально единственной формой автономии была автономная республика (Башкирская, Киргизская и др.).
Со второй половины 1918 года возникли новые формы: трудовая коммуна (Эстония, Трудовая коммуна немцев Поволжья и др.), автономная область (Чувашская, Калмыцкая и др.), а в составе некоторых автономных республик были созданы округа на национальной основе1.
Все автономные образования, возникшие после принятия Конституции
1918 года, создавались на основе законодательных актов центральных органов, «сверху».
Вместе с тем,
по сути, решение национального вопроса продолжало сложившуюся в Российской империи практику дробления национальной территории, в целях предотвращения сепаратистских тенденций.
В результате национально-территориального размежевания процент коренного населения в автономиях был различным, но в большинстве случаев
он не только не превышал 50 %, но был даже меньше этого показателя2.
1 См.: Чиркин В.Е.
Консппуционное право России: Учебник.
М., 2003.
С.
176.
2 См.: Чистяков О.И.
Проблемы демократизации и федерализма в первой советской конституции.
М, 1977.
С.97-98;
Колюшин Е.И.
Опыт российского федеративного строительства в составе СССР и форма
союзного государства // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опьгг зарубежных стран / Под.
ред.
С.А.
Авакьяна.
М, 2001 С.56.
*

[стр.,74]

74 В 1919 году VIII съезд Советов принял решение перейти от прежнего административного деления страны, выполнявшего фискальные и военнополицейские функции, к административно-хозяйственному устройству (или, как писали в 1920-х гг., «к административно-хозяйственному» или «экономическому районированию»).
В дальнейшем этот подход определился как принцип единства экономического районирования и административно территориального
устройства1.
По существу данный подход означает, что существующие экономические районы, чтобы стать реальными субъектами управления, должны были получить соответствующий административнотерриториальный статус.
В марте 1921 года на
2-сессия ВЦИК, рассматривающей «Основные положения установления границ административно-хозяйственных районов» было выделено 6 признаков, на основе которых необходимо осуществлять административное деление1 2: а) сосредоточение промышленности; б) сосредоточение технических культур; в) мелко-районное деление территории по принципу тяготения населения к промышленно-распределительным пунктам; г) направление и характер путей сообщения: железнодорожных, водных, шоссейных и др.; д) численность населения; е) национальный состав населения.
Указанные шесть признаков можно свести к двум основным критериям: во-первых, этнополитическому (в соответствии с ним были образованы союзные и автономные республики, области, округа и сельсоветы3); во-вторых, 1 См.: Исляев Р.А.
Административно-территориальное устройство Советской России и СССР: Текст лекций.
СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
С.5.

2 См.: Рыбаков Ф.Ф., Асадулаев А.Б.
Территориальное устройство России: новые подходы.
СПб, 2002.
С.53.
3 В Обращении Наркомата по делам национальностей к Советам Казани, Уфы, Оренбурга и другим (апрель 1918 г.) говорилось, что для того, чтобы новая власть на окраинах, населённых отсталым в экономическом и культурном отношении нациями и национальностями, стала подлинно народной, нужно «поднять массы до Советской власти.
Но это невозможно без автономии этих окраин, т.е.
без организации местных школ, местного суда, ме

[Back]