Проверяемый текст
Шадрин Максим Александрович. Эволюция политико-территориального устройства России в процессе формирования и развития российской государственности (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 остановить процесс разрушения федерации, во многом, как и в СССР, инициируемый растущим национального самосознания этнических меньшинств1.
Инкорпорация Федеративного договора в Конституцию РСФСР 1978 г.
явилась одним из политических средств выхода из кризиса российской государственности, особенно если учесть,
что предметом договора был не процесс учреждения нового союзного государства с федеративной формой устройства, а разграничение предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Во-вторых, распад СССР оставил Россию «один на один» с активизирующимися на постсоветском пространстве различными международными «центрами силы», демонстрирующих острое соперничество в борьбе за доминирующее влияние в отдельных регионах и отстаивающих там свои геополитические и экономические интересы.
Этим геополитическим устремлениям Россия могла противопоставить усиление собственной государственности и повышение эффективности национальной экономики, развитие интеграционных процессов как внутри федерации, так и с бывшими республиками.

1.3.
Актуализация идеи публичной власти и сс демократизации в постсоветской России Распада двух империй в XX веке (Царской России в 1917 году и Союза ССР в 1991 году) требовал поиска новых идей в организации системы, надежной и эффективной власти и управления обществом на всей 1 Один из разработчиков российской Конституции С.
Шахрай, вспоминая обстоятельства
сс подготовки, пишет, что общественно-политическая ситуация не оставила выбора: либо «хасбулатовская» конституция в неопределенном будущем с вертикалью Советов и всевластием съезда, либо конституция, подготовленная в сжатые сроки, но способная выдержать испытание временем за счет гибкой системы прописанных сдержек и противовесов (см.: Шахрай С.
10 лет Конституции России: мифы и факты // Аргументы и Факты.
2003, № 50, с.
4, 8).
[стр. 91]

91 чении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового союзного договора)»1.
На протяжении мая-декабря принимается ряд законов, которыми вносятся изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, в том числе касающиеся изменения статуса ряда административнотерриториальных единиц, введения принципа разделения властей и т.д.1 2, которые сохранили принципы национально-государственного и административно-территориального построения федерации.
Из всего множества объективных и субъективных факторов, обусловивших современную политико-территориальную конфигурацию Российской Федерации, выделим два, наиболее характерных для начального этапа государственного строительства суверенной республики.
Во-первых, Федеративный договор от 31 марта 1992 года подписывался в условиях реальной угрозы разрушения российского государства.
Обвальный процесс распада СССР не оставил руководству России времени для подготовки глубоко продуманных планов дальнейшего самостоятельного государственного строительства суверенной республики.
За основу был взят готовый советский вариант государственного устройства, адаптированный к сложившемуся за многие десятилетия национально-государственному и административно-территориальному делению России.
Повысив статус бывших национальных автономий до уровня национальных республик, удалось остановить процесс разрушения федерации, во многом, как и в СССР, инициируемый растущим национального самосознания этнических меньшинств3.
1 ВС НД РСФСР и ВС РСФСР №4, 1990.
Ст.63.
2 См.: ВС НД РСФСР и ВС РСФСР 1990.
№2.
Ст.14; №3.
Ст.25.
3 Один из разработчиков российской конституции С.
Шахрай, вспоминая обстоятельства
ее подготовки, прямо пишет, что общественно-политическая ситуация не оставила выбора: либо «хасбулатовская» конституция в неопределенном будущем, с вертикалью Советов и всевластием съезда, либо конституция, подготовленная в сжатые сроки, но способная выдержать испытание временем за счет гибкой системы прописанных сдержек и про

[стр.,92]

92 Инкорпорация Федеративного договора 1990 года в конституцию РСФСР 1978 года явилась одним из политических средств выхода из кризиса российской государственности1, особенно если учесть, предметом договора был не процесс учреждения нового союзного государства с федеративной формой устройства, а разграничение предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации* 1 2.
Во-вторых, распад СССР оставил Российскую Федерацию «один на один» с активизирующимися на постсоветском пространстве различными международными «центрами силы», демонстрирующих острое соперничество в борьбе за доминирующее влияние в отдельных регионах и отстаивающих там свои геополитические и экономические интересы.
Этим геополитическим устремлениям Россия могла противопоставить усиление собственной государственности и повышение эффективности национальной экономики, раз* витие интеграционных процессов как внутри федерации, так и с бывшими республиками
Союза ССР.
В целом принципы разграничения полномочий между субъектами Российской Федерации, закрепленные в Конституции РФ 1993 года, были частично взяты из Договоров, но при этом по сравнению с Конституцией 1978 года была изменена структура органов власти Федерации, а также порядок распределения власти между федерацией и ее субъектами.
Следует также подчеркнуть, что Конституция РФ отказалась от подхода советских конститутивовесов.
См.: Шахрай С.
10 дет Конституции России: мифы и факты // Аргументы и факты.
2003.
№ 50.
С.
4, 8.

1 См.
подробнее: Черепанов В.А.
Договор в конституционном праве Российской Федерации // Государство и право.
2003.
№8.
С.
19-26; Он же: Договор с Федерацией, за и против // Федерализм.
2003.
№1.
С.25-47.; Хабриева Т.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ // Федерализм.
2003.
№2.
С.5-21.
2 См.: Развитие федеративных отношений России: проблемы и перспективы.
М., 1997.
*

[Back]