50 социальное единство власти получало обычно более широкую трактовку. Конституции устанавливали, что власть принадлежит широкому блоку «патриотических сил», в состав которого включались не только прудящиеся, но и часть нетрудящихся, поддерживавших проводимые правительством преобразования. Считалось, что в патриотическом блоке, составлявшем опору государственной власти, существуют два союза: 1) союз рабочих и крестьян, которой является основой блока, и 2) союз трудящихся с прогрессивно настроенными нетрудящимися, складывающийся в результате давления рабочих и крестьян. Эта трактовка социального единства власти допускала конституционно признанные противоречия в том, что находило выражение в принятой формулировке: союз и борьба и одновременно. На деле реальная власть принадлежала узкой группировке правящей элиты, характеризовалась глубоким персонализмом. Следующий аспект единства государственной власти — единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов. Он отражен в социалистических конституциях и конституциях бывших стран социалистической ориентации, поскольку без такого единства невозможно целенаправленное управление обществом, а такое управление, хотя и в разной степени и в неодинаковом объеме, в обычной ситуации существует во всех странах. Проблема заключалась лишь в том, что декларируемые в конституциях стран социалистического лагеря принципиальные цели первоначально носили утопическо-абстрактный характер, 3aTei\i — характер откровенно классовый и антидемократический, а на завершающем этапе существования социалистической государственности — фактически невыполнимые в условиях существующего политико-правового режима. Так, в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление |
лось в Конституции СССР и конституциях союзных республик, в конституциях государств «социалистического лагеря», олицетворяющих ее с принадлежностью политической власти трудящимся. Считалось, что эксплуататорские классы и элементы в ходе социалистического строительства ликвидированы, власть принадлежит всему народу, за исключением «антиоощественных элементов». Но реального единства природы господствующих в обществе социальных групп в социалистических странах достигнуто не было: фактическая власть находилась в руках паргийно-государственной номенклатуры, занимавшей привилегированное положение в обществе. Сохранялись и классовые противоречия, что показали дальнейшие события (в частности, политические забастовки рабочих в Польше, демонстрации в СССР, вооруженные формы борьбы в некоторых странах, в частности в Румынии). В странах социалистической или просоциалистической ориентации социальное единство власти получало обычно более широкую трактовку. Конституции устанавливали, что власть принадлежит широкому блоку «патриотических сил», в состав которого включались не только трудящиеся, но и часть нетрудящихся, поддерживавших проводимые правительством преобразования. Считалось, что в патриотическом блоке, составлявшем опору государственной власти, существуют два союза: союз рабочих и крестьян, который является основой блока, и союз трудящихся с прогрессивно настроенными нетрудящимися, складывающийся в результате давления рабочих и крестьян. Подобная трактовка социального единства власти допускала конституционно признанные противоречия в том, что находило выражение в принятой формулировке: союз и борьба одновременно. На деле реальная власть принадлежала крайне узкой группировке правящей элиты, характеризовалась глубоким персонализмом. i Второй аспект единства государственной власти единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов также отражен в социалистических конституциях и конституциях бывших стран социалистической ориентации, поскольку без такого единства невоз us можно целенаправленное управление обществом, а такое управление, хотя и в разной степени и в неодинаковом объеме, в обычной ситуации существует во всех странах. Проблема заключалась лишь в том, что декларируемые в конституциях стран «соцлагеря» принципиальные цели первоначально носили утопическо-абстрактный характер, затем характер откровенно классовый и антидемократический, а на завершающем этапе существования «социалистической государственности» — фактически невыполнимые в условиях существующего политико-правового режима. Напомним, что в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «уничтожение всякой эксплоатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплоататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...», выражалась непреклонная «... решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн...» . «Высшая цель Советского государства, провозглашалось в Конституции СССР 1978 г., построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социадиетических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества»1 . Третий аспект единства государственной власти получил наиболее детальное закрепление в социалистических конституциях и доктринальную разработку в марксистско-ленинском правоведении как концепция советов — единственных upiaHUB государственной власти снизу доверху. Считалось, См.: Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР от 20 июля 1918 г. JA.51. |