Проверяемый текст
Иванов Виктор Петрович. Юридический механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации (Диссертация 2006)
[стр. 68]

68 необходимы, прежде всего, политико-правовые гарантии права народов на самоопределение, т.е.
права определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное
развитие.
Изначально концепция самоопределения народов выражалась в так называемом принципе национальности.

Его сущность заключается в праве наций на создание своей национальной государственности при любых обстоятельствах: «одна нация — одно государство».
Известный русский юрист
Л.Д.
Градовский, отстаивая этот принцип, отмечал, что «каждое национальное общество, способное к самостоятельной исторической жизни, имеет право образовать свою политическую форму согласно своим стремлениям и потребностям», образовать «особое государство»1.
Если в XIX в.
принцип национальности играл прогрессивную роль, способствовал освобождению угнетенных народов в России,
АвсгроВенгрии, Турции, служил полит ическим лозунгом в борьбе за объединение Германии и Италии, то в современных условиях этот принцип в государственно-правовом строительстве нередко играет деструктивную.
Отсутствует единый подход в понимании критериев, позволяющих определить способность того или иного народа к «самостоятельной исторической жизни»,
той или иной форме политического устройства.
Предлагаются самые различные варианты: соответствующий культурный уровень народа, историческое наличие государственности, уровень экономического развития (принадлежность к определенной экономической формации), географическое положение и т.д.
Отсюда известная искусственность и ассиметрия субъектного состава
Федерации: статус самостоятельных народов (и «свои» субъекты Федерации) получили, например, коряки, буряты, хакасы, черкесы, якуты, калмыки, а такие народы, как эвенки, долганы и ненцы, реализуют свое право на самоопределение в ' Градовский Л.Д.
Национальный вопрос в истории и литературе.
СПб., 1873, с.
10.
[стр. 376]

В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что определенная степень централизации властных структур предотвращает две опасности появление всевластных органов власти на местах и диспепсию, то есть раессивание власти, «расползание» властных структур и потерю управляемости в кризисных ситуациях.
При выборе вариантов государственно-территориального строительства России необходимо учитывать и ряд проблем конституционно-правового характера, международное законодательство, касающееся права наций на самоопределение, концепцию государственной национальной политики России , Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию демократическим государством (чЛ стЛ), источником власти в котором является его многонациональный народ (ч.
1 ст.З).
Данное положение означает сочетание двух явлений единства российского народа, и его полиэтничности, сложной национальной структуры .
Многонациональный состав государства предполагает естественное возникновение проблем, связанных с совместным проживанием различных народов, которые имеют как общие, так и свои особенные национально-этнические интересы.
Одной из основных задач демократического режима в многонациональном государстве является учет интересов и соблюдение прав всех этнических общностей, проживающих на единой территории.
Для этого, прежде всего, необходимы политикоправовые гарантии права пародов на самоопределение, то есть права «определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное pa3Bnrae»J .
Изначально концепция самоопределения народов выражалась в так называемом принципе национальности,
сущность которого заключается в праве наций на создание своей национальной государственности при любых обстоСм.: Концепция национальной государственной политики.
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 нюня 1996 Г, jYe 909 // СЗ РФ.
1996.
№ 25.
Ст.
ЗОЮ.г Мамут Л.С.
Комментарий к преамбуле Конституции РФ // Конституция Российской Федерации.
Комментарий / Под обш.
ред.
Б.Н.
Топориина, Ю.М.
Батурина, Р.Г.
Орехова.
М..
1994.
С.
56.3 Документы ООН -А/8082, рез.
2625.
С.151,155.


[стр.,377]

37? ятелып вах: «одна нация одно государство».
Известный русский юрист
А.Д.
Градовский, отстаивая данный принцип, писал, что «каждое национальное общество, способное к самостоятельной исторической жизни, имеет право образовать свою политическую форму, согласно своим стремлениям и потребностям», то есть образовать «особое государство» , Если в XIX в.
принцип национальности играл прогрессивную роль, способствовал освобождению угнетенных народов в России,
АвстроВенгрии, Турции, служил политическим лозунгом в борьбе за объединение Германии и Италии, то в современных условиях этот принцип в государственно-правовом строительстве нередко играет деструктивную роль в силу ряда причин.
Во-первых, отсутствует единый подход в понимании критериев, позволяющих определить способность того или ИНОГО народа к «самостоятельной исторической жизни», к той или иной форме политического устройства .
Отсюда известная искусственность и ассиметрия субъектного состава
Российской Федерации: статус самостоятельных народов (и «свои» субъекты Федерации) получили, например, коряки, буряты, хакасы, черкесы, якуты, калмыки, а такие народы как эвенки, долганы и ненцы реализуют свое право на самоопределение в рамках автономных округов.
Во-вторых, самоопределение должно осуществляться без нарушения прав других народов.
Вместе с тем, государственное обособление какой-либо этнической общности не может не затрагивать интересы всех остальных совместно с ней проживающих национальных групп 3 .
Во многом национальные амбиции новых субъектов Федерации возникают потому, что в российской общественной жизни отсутствует опыт полноценного функционирования Градовский А.Д.
Национальный вопрос в истории и литературе.
СПб., 1873.
С.10.

" Критерии предлагаются самые различные: соответствующий культурный уровень народа; историческое наличие государственности; уровень экономического развития (принадлежность к определенной экономической формации); географическое положение и пр.3 Степашин С.В.
Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы)Монография.
СПб., 1994.
С 57.

[Back]