Проверяемый текст
Иванов Виктор Петрович. Юридический механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации (Диссертация 2006)
[стр. 77]

77 параллельная или унитарная? В последнее время все более зримые черты приобретает модель унитарного федерализма как реального средства наведения порядка в стране, продвижения экономической, правовой, административной реформ.
На реализацию этой модели направлены как уже получившие законодательное воплощение предложения Президента
РФ, сформулированные им на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г.
в части изменения юридических процедур выборов депутатов Государственной Думы, порядка формирования института глав исполнительной власти
субъектов Федерации, гак и сформулированные в президентских посланиях идеи о создании по предметам ведения России и по предметам совместного ведения единой системы исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации, которая должна «...
работать как целостный соподчиненный единый организм», путях преодоления споров и
разногласий по вопросам распределения властных полномочий между государственными органами сложноподчиненных регионов.
Однако все это не означает стремление власти к автори таризму.

Все же высшее руководство страны остается приверженным демократическому пути развития государства и общества.
«Мы, — подчеркнуто в Послании, — исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно.
Быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно.

Следовательно, современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии» '.
Эго — базовая ценность, которая обеспечивается, в частности в деятельности Общественной палаты Российской Федерации.
1 1 Выступление Президента РФ на расширенном заседании Правительства РФ с участием глав субъектов Федерации 13 сентября 2004 г.
// Российская газета, 2004.

19 сентября.
[стр. 386]

386 новинками..., а самими гражданами через такие институты гражданского общества, как общественные организации (объединения)»1 .
Формирование федерации должно строится на принципах равноправия субъектов федерации, независимо от национального состава той или иной территории.
4.
Формирование единого статуса субъекта Российской Федерации на основе единой системы разделения прав и полномочий федерации и ее субъектов, закрепленной в федеральной конституции (с одновременным уходом от договорной практики на уровне федерации).
Данный подход будет способствовать унификации нормативных актов, что избавит законодательство от уточнений и «отсылочных норм», сделает систему источников права более четкой, а также будет способствовать формированию ясного представления о содержании российского федерализма.
Вместе с тем, необходимо еще раз подчеркнуть, что перечисленные варианты сокращения числа субъектов федерации, изменения их статуса, их переименования и т.д.
вторичны по отношению к главному вопросу какая модель федеративных отношений будет в перспективе определять государственно-правовое строительство России: кооперативная, параллельная или унитарная? В последнее время все более зримые черты приобретает модель «унитарного федерализма» как реального средства наведения порядка в стране, продвижения экономической, правовой, административной реформ.
По нашему мнению, на реализацию этой модели направлены как уже получившие законодательное воплощение предложения Президента России, сформулированные им на расширенном заседании Правительства 13 сентября 2004 года в части изменения юридических процедур выборов депутатов Государственной Думы , порядка формирования института глав исполнительной власти 1 Добрынин Н.М.
Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право.
2003.
№11.
С.89.
См.: ФЗ РФ 18.05.05.
№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета.
2005.24 мая.


[стр.,387]

субъектов федерации , так и сформулированные в президентских посланиях идеи о создании по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения единой системы исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации, которая должна «...работать как целостный соподчиненный единый организм», путях преодоления споров и разногласии по вопросам распределения властных полномочии между государственными органами сложноподчиненных регионов.
Однако все это не означает стремление власти к авторитаризму.

Более того, сформулированные в президентском послании 2005 года идеи достаточно четко формулируют приверженность высшего политического руководства страны демократическому пути развития государства и общества.
«Мы, подчеркнуто в послании, исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно.
Быть с обществом в ответственном диалоге политически целесообразно.

И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества.
Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии.

Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать» .
Такому диалогу, как представляется, будет служить и деятельность Общественной палаты Российской Федерации3 .
Отмечавшийся нами в первой главе диссертации скепсис западных социологов, политологов и правоведов по отношению к государству связан, в частности, с активно происходящими процессами изменения, казалось бы, 1 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 27.12.04.
№ 1603 // СЗ РФ.
2004.
№ 52 (часть 2).
Ст.
5427; См.: ФЗ РФ от 06.10.99.
№ 184-ФЗ (в ред.
от 29.12.04) «Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.
1999.
№ 42.
Ст.
5005; 2005.
№ 1 (часть 1).
Ст.
25.
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 2005.
26 апреля.
№ 86.
3 См.: ФЗ РФ от 4.04.05.
№ 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ.
2005.
№ И.
От.
1277.


[стр.,397]

ральиые округа.
Потребовались магические сентябрьские события в Северной Осетии, чтобы наделить полпреда в Южном федеральном округе фактически специальным правовым статусом и широкими ПОЛНОМОЧИЯМИ по координации ряда федеральных гражданских министерств, а по определенным функциям силовых правоохранительных ведомств для решения неотложных задач в экономике, социальной сфере, сфере безопасности .
Анализ выполняемых полномочными представителями функций и характер их внеаппаратных полномочий актуализирует вопрос о дальнейшей судьбе этого института.
По нашему мнению, его дальнейшее сохранение в Л ТУ нынешнем правовом статусе нецелесообразно, ts случае принятия иного решеиия следует, во-первых, наделить всех полпредов необходимыми властными полномочиями для эффективной координации усилий федеральных ведомств и органов исполнительной власти субъектов в решении экономических и социальных проблем, обеспечения региональной безопасности; вовторых, определиться с правовым статусом федеральных округов, которые из административно-политических единиц должны трансформироваться в единицы административно-территориальные, возглавляемые полномочным представителем Президента РФ.
По мнению диссертанта, такой сценарий развития института полпредов должен носить временный характер, ограки< ченный периодом стабилизации в экономической сфере и сфере национальной осз опасности.
В заключение подчеркнем следующее.
Предлагаемые в настоящее время многочисленные варианты изменения конституционно-правового статуса и числа субъектов Российской Федерации при всей их возможной политической и экономической обоснованности вторичны по отношению к главному вопросу какая модель федеративных отношений будет в перспективе определять государственно-правовое строительство России.
В условиях переходного пе1 См.: Выступление Президента РФ на расширенном заседании Правительств с участием глав субъектов Российской Федерации 13 сентября 2004 г.
// Российская газета.
2004.

14 сентября.

[Back]