Проверяемый текст
Иванов Виктор Петрович. Юридический механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации (Диссертация 2006)
[стр. 79]

79 проводивших «сверху» силовую государственную политику ускоренного преобразования общества из аграрного в индустриальное и формирования среднего класса при наличии юридических гарантий равных возможностей участия в этом процессе всех слоев населения.
В условиях переходного периода российской экономики, разгула терроризма, коррумпированности чиновников всех иерархических уровней,
выстраиваемая в России во многом по инициативе Президента РФ, модель федеративных о тношений может стать благом для страны так же, как модель авторитарной демократии стала благом для многих государств восточноазиатских регионов и стран Персидского Залива.
Однако и эта модель
не будет эффективной, если ее функционирование
нс будет подкреплено реальными шагами по обеспечению гомогенности правовой системы, верховенства федерального права; реализации необходимой институциональной самостоятельности частей государства; участия субъектов Федерации в реализации власти на федеральном уровне; обеспечения субсидиарности, правовой и социальной обоснованности выделения сфер совместного ведения (сотрудничества) России и субъектов Федерации, ориентации субъектов Федерации на сотрудничество между собой и центром в решении социально-экономических и политических проблем, использования возможностей федеральной интервенции (принуждения и вмешательства).
Реализация такой модели может потребовать ликвидацию
«матрешечных территорий», установления единого конституционноправового статуса субъектов Федерации либо как административнотерриториальных единиц, либо придания каждому субъекту равного государственного статуса по опыту Германии.
Конституционный Суд
ФРГ в 1982 г.
признал государственный статус немецких земель
па том основании, что Основной Закон государства (ст.
30) возлагает на земли осуществление государственных полномочий и выполнение
[стр. 15]

1 5 8.
Действенным инструментом обеспечения баланса государственных, корпоративных и индивидуальных интересов должен стать институт административного судопроизводства, однако пока возможности административной юстиции как судебной формы разрешения споров в сфере функционирования публичной власти недооцениваются в той же мере, в какой переоценивается «универсальность» гражданско-процессуальной формы зашиты нарушенных субъективных прав и законных интересов.
Поскольку понятием «административное дело» охватываются правовые споры (притязания, иски, противоречия), связанные с соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, производство по которым предусмотрено ст.ст.
259-261 ГПК РФ, а также оспаривание нормативных актов, порядок которого предусмотрен в главе 23 АПК РФ, целесообразно ускорить реализацию ч.
2 ст.
118 Конституции РФ, создать административные суды, передать им рассмотрение указанных споров, предусмотрев производство по данной категории дел в административно-процессуальном кодексе.
9.
Предлагаемые в настоящее время многочисленные варианты изменения конституционно-правового статуса и числа субъектов Российской Федерации при всей их возможной политической и экономической обоснованности вторичны по отношению к главному вопросу какая модель федеративных отношений будет в перспективе определять государственно-правовое строительство России.
В условиях переходного периода российской экономики, разгула терроризма, коррумпированности чиновников всех иерархических уровней
модель «унитарного федерализма» может стать благом для страны так же, как модель «авторитарной демократии» стала благом для многих государств восточноазиатских регионов и стран Персидского залива.
Однако и эта модель
окажется неэффективной, если ее функционирование не будет подкреплено реальными шагами по обеспечению гомогенности правовой системы, верховенства федерального права; реализации необходимой институциональной самостоятельности частей Федерации; участия ее субъ

[стр.,389]

3 8 9 дических гарантий равных возможностей участия в этом процессе всех слоев населения.
В условиях переходного периода российской экономики, разгула терроризма, коррумпированности чиновников всех иерархических уровней выстраиваема в России, во многом по инициативе Президента РФ, модель федеративных отношений может стать благом для страны так же, как модель «авторитарной демократии» стала благом для многих государств восточноазиатских регионов и стран Персидского Залива.
Однако и эта модель не будет эффективной, если ее функционирование
не будет подкреплено реальными шагами по обеспечению гомогенности правовой системы, верховенства федерального права; реализации необходимой институциональной самостоятельности частей федерации; участия субъектов федерации в реализации власти на федеральном уровне; обеспечения субсидиарное™, правовой и социальной обоснованности выделения сфер совместного ведения (сотрудничества) федерации и ее субъектов, ориентации субъектов федерации на сотрудничество между собой и федеральным центром в решении социальноэкономических и политических проблем, использования возможностей федеральной интервенции (принуждения и вмешательства).
Реализация такой модели может потребовать ликвидацию
«матрешечпых территорий», установления единого конституционно-правового статуса субъектов федерации либо как административно-территориальных единиц, либо придания каждому субъекту равного государственного статуса по опыту Германии, Конституционный суд которой в 1982 году признал государственный статус немецких земель на том основании, что Основной Закон государства (ст.ЗО) возлагает на земли осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач1 .
В Германии, как и в России законодательная власть фактически сосредоточена на федеральном уровне, централизована и судебная власть.
Однако, если в России федеральный центр обладает значительными преимуществами и в области исполнительной компеBVertOE 36,342 (360 0; BVerfGE DOV 1982,591 (594).


[стр.,398]

398 риода российской экономики, разгула терроризма, коррумпированности чиновников всех иерархических уровней модель «унитарного федерализма» может стать благом для страны так же, как модель «авторитарной демократии» стала благом для многих государств восточноазиатских регионов и стран Персидского Залива.
Однако и эта модель
окажется неэффективной, если ее функционирование не будет подкреплено реальными шагами по обеспечению гомогенности правовой системы, верховенства федерального права; реализации необходимой институциональной самостоятельности частей федерации; участия субъектов федерации в реализации власти на федеральном уровне; обеспечения субсидиарное™, правовой и социальной обоснованности выделения сфер совместного ведения федерации и ее субъектов, ориентации субъектов федерации на сотрудничество между собой и федеральным центром в решении социально-экономических и политических проблем.
При любом варианте политико-территориального устройства, включая возможность «деэтнизации государственности» и «деэтатизации этничиости», главным с точки зрения государственных интересов России и укрепления российской государственности остается обеспечение государственной целостности страны; верховенство правового закона; неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, реализация права каждого на «минимум человеческого достоинства» и судебную защиту законных интересов; соблюдение законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов права: развитие институтов гражданского общества; формирование эффективной системы общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.

[Back]