из реалий их жизни, а догматически в нее привносятся, оказываются внешними по отношению к их внутренним чувствам и, в связи с этим, во многих случаях требуют соответствующего внешнего подкрепления. Возможное снижение эффективности обучения при реализации парадигмы педагогики авторитета связано с тем, что она неизбежно приводит к столкновению воли педагога и воли учащегося, к сопротивлению последнего педагогическим усилиям. Здесь воспроизводится фундаментальная проблема «отцов и детей», усиленная рассогласованием их жизненных целей. Возможность такого рассогласования и столкновения заложена в самой парадигме педагогики авторитета и имеет тенденцию к постоянной актуализации в педагогической практике. Если педагог не умеет, не хочет или не может организовать взаимодействие с учащимися на позитивных началах, т.е. на началах понимания и интереса, то он вынужден прибегать к насилию. Это приводит к тому, что педагогика авторитета превращается в свою негативную форму — авторитарную педагогику. Опасность этого тем более велика, что педагогика авторитета, базирующаяся на субъектно-объектном типе взаимоотношений участников образовательного процесса, изначально несет в себе возможность такого поворота. Однако, как верно замечает В.В. Сериков (87), педагогическая парадигма личностно-ориентированного образования на сегодняшний день не имеет однозначного понимания. Можно встретить различные по содержанию трактовки этого педагогического феномена. 1. Личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтесори и др., так и современные педагоги-новаторы, придавшие этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества. 17 |
отношению к их внутренним чувствам и, в связи с этим, во многих случаях требуют соответствующего внешнего подкрепления. Возможное снижение эффективности обучения при реализации парадигмы педагогики авторитета связано с тем, что она неизбежно приводит к столкновению воли педагога и воли учащегося, к сопротивлению последнего педагогическим усилиям. Здесь воспроизводится фундаментальная проблема «отцов и детей», усиленная рассогласованием их жизненных целей. Возможность такого рассогласования и столкновения заложена в самой парадигме педагогики авторитета и имеет тенденцию к постоянной актуализации в педагогической практике. Если педагог не умеет, не хочет или не может организовать взаимодействие с учащимися на позитивных началах, т.е. на началах понимания и интереса, то он вынужден прибегать к насилию. Это приводит к тому, что педагогика авторитета превращается в свою негативную форму — авторитарную педагогику. Опасность этого тем более велика, что педагогика авторитета, базирующаяся на субъектно-объектном типе взаимоотношений участников образовательного процесса, изначально несет в себе возможность такого поворота. Однако, как верно замечает В.В. Сериков (104), педагогическая парадигма личностно-ориентированного образования на сегодняшний день не имеет однозначного понимания. Можно встретить различные по содержанию трактовки этого педагогического феномена. 1. Личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтесори и др., так и современные педагогиноваторы, придавшие этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества. |