Проверяемый текст
Нерсесян, Владимир Иванович; Педагогические условия эффективности практического обучения в сельском учреждении начального профессионального образования (Диссертация 2003)
[стр. 22]

не личность, а то, что от нее можно получить, — выполнение определенных социальных функций, реализацию моделей поведения.
Процесс образования, однако, не ограничивается только передачей информации от учителя к ученику, а
предполагает самого ученика в качестве активного субъекта обучения.
И в этом смысле ни один учитель не является преподавателем какого-либо предмета, его роль больше и значимее, он
педагог.
Как справедливо замечает В.А.Болотов, в интерпретации целей образования «наметился отход от традиционной «научающей» модели
педагога к построению модели учителя, подготовленного к целостной педагогической деятельности в которой функция предметного обучения органически включена в целостную систему профессиональных действий, направленных на создание ситуации развития личности воспитанника» (22, с.
248).
Обучение основано также и на неявных, трудно уловимых компонентах знания того, что составляет некий «дух», вносимый в обучение, в воспитание учителем-профессионалом, семьей или обществом.
Ни сама передача знаний, ни содержание знания не являются лишь простым воспроизводством того, что было «ранее».
Знания, конечно, вырастают из «прошлого», но они предполагают и соответствующие новообразования, их творческое саморазвитие субъектом обучения.
Распространенная сегодня парадигма личностно-ориентированного образования не исчерпывает сущности
профессионального обучения, где необходимо не только восприятие, но и реализация знаний в деятельности умениях и навыках.
Подобный подход может быть осуществлен на основе новой, личностноразвивающей парадигмы образования.
Ее концепция вытекает из теории синергетики.
Применительно к образованию она означает, что смысл и значение принципиально не могут быть сообщены нам в готовом виде, даны извне.
При обучении никто не может понять что-либо за другого или вместо другого.
И дело здесь не в том, что каждый понимает все по-своему.
Конечно, существуют некоторые общие
2 2
[стр. 21]

развития.
От передачи «абсолютных истин» осуществляется переход к ценностям и технологиям добывания студентом личностных знаний, служащих порождению им собственного образа мира и реализации жизненного проекта.
По утверждению Г.Л.
Ильина, развитие проективного образования способно преодолеть кризис образовательной системы.
Трудности, переживаемые отечественным образованием, в значительной степени объясняются тем, что традиционные формы обучения теряют свою эффективность.
Преподаватель, а с ним и готовые знания, носителем которых он является, теряют былой авторитет, основанный на представлении о вековой мудрости, которую они выражают.
Учащийся все чаще относится к передаваемым знаниям как к информации, сомневаясь в их достоверности и необходимости.
Вот почему проективное образование, способствующее превращению не только знаний в информацию, но и обратному превращению информации в знания, может стать условием восстановления и развития отечественной образовательной системы.
И все же обилие образовательных парадигм, ориентированных на личность, ее индивидуальные особенности, творческий потенциал и т.п., продолжает удерживать систему образования в плену отношения к личности как пассивному объекту педагогического воздействия, который нужно «активизировать», «ориентировать», «направить на выполнение планов и программ».
Личность в образовании, как и в обществе в целом, пока еще выполняет роль средства достижения определенных целей.
Субъектность, смыслотворчество, критичность и другие собственно личностные качества пока еще не рассматриваются как самоценность.
Приоритетом оказывается не личность, а то, что от нее можно получить, — выполнение определенных социальных функций, реализацию моделей поведения.
Процесс образования, однако, не ограничивается только передачей информации от учителя к ученику, а
предпологает самого ученика в качестве активного субъекта обучения.
И в этом смысле ни один учитель не является преподавателем какого-либо предмета, его роль больше и значимее, он


[стр.,22]

педагог.
Как справедливо замечает В.А.Болотов, в интерпретации целей образования «наметился отход от традиционной «научающей» модели
педа! ога к построению модели учителя, подготовленного к целостной педагогической деятельности в которой функция предметного обучения органически включена в целостную систему профессиональных действий, направленных на создание ситуации развития личности воспитанника» (24, с.
268).
Обучение основано также и на неявных, трудно уловимых компонентах знания того, что составляет некий «дух», вносимый в обучение, в воспитание учителем-профессионалом, семьей или обществом.
Ни сама передача знаний, ни содержание знания не являются лишь простым воспроизводством того, что было «ранее».
Знания, конечно, вырастают из «прошлого», но они предполагают и соответствующие новообразования, их творческое саморазвитие субъектом обучения.
Распространенная сегодня парадигма личностно-ориентированного образования не исчерпывает сущности
практического обучения, где необходимо не только восприятие, но и реализация знаний в деятельности умениях и навыках.
Подобный подход может быть осуществлен на основе новой, личностно-развивающей парадигмы образования.
Ее концепция вытекает из теории синергетики.
Применительно к образованию она означает, что смысл и значение принципиально не могут быть сообщены нам в готовом виде, даны извне.
При обучении никто не может понять что-либо за другого или вместо другого.
И дело здесь не в том, что каждый понимает все по-своему.
Конечно, существуют некоторые общие
структуры понимания, но они вводятся в действие не иначе, как на основе индивидуального опыта, образования, образа жизни, культуры.
Другими словами, образование не может быть навязано извне, его недостаточно только ориентировать на личность, оно требует внутренней самоорганизации и реализуется на основе развития самого субъекта обучения.
Само знание не тождественно ни предмету, ни психическому образу предмета, ни знаку, с помощью которого обозначается предмет.
Это то, что

[Back]