Проверяемый текст
Бродский, Григорий Михайлович; Государство и налогообложение (Диссертация 2002)
[стр. 12]

12 ГЛАВАI ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ § I.
Понятие налогов и налоговой деятельности государства Проблемы налогообложения, налогового права постоянно занимали умы ученых и государственных деятелей различных эпох.
Налоги являются атрибутом государства.
Положение, согласно которому, налоги являются атрибутом государства, в общем-то ни у кого не вызывает сомнения, и продиктовано оно, как минимум тремя обстоятельствами.
Во-первых, в процессе деятельности государства, являющейся разновидностью управленческой,
не создается тех материальных ценностей, которые, будучи носителями стоимости, могут быть источником получения государством денежных средств.
Труд государственных служащих, формирующих аппарат государства, при всей своей общественной значимости и полезности в экономическом смысле не является производственным.
Но поскольку без денег, во-вторых, никакое государство обойтись не может, то оно вынуждено искать их на стороне посредством установления и взимания налогов.
В связи с этим К.
Маркс
писал: «Налог материнская грудь, кормящая правительство.
Налог это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и
религией»*1.
Добывание государством денег с помощью налогов представляет собой один из методов финансовой деятельности государства, связанный с формированием его денежных фондов2.

В юридической литературе этот метод принято именовать «методом принудительного и безвозвратного изъятия денег»3.
В результате, в-третьих, налоги выполняют роль источника финансирования, как деятельности государства, так и
со1Мархс К., Энгельс Ф.
Соч.
2-е изд.
Т.
7.
С.

82.
і Воронова А.
К., Мартьянов И.
В.
Советское финансовое право.
Киев, 1983.
С.
4.
5Худяков А.
И.
Финансовое право Республики Казахстан.
Алмаата, 1995.
С.
17-18.
[стр. 52]

(как бы его не называли: налог, подать, поданъ, мыт, оброк, трибут [лат.], Іах [англ.] и т.
п.) всегда представлял собой обязательный платеж, установленный государством в свою пользу.
Этим свойством налог обладал с момента своего возникновения, оно не изменилось в настоящее время и не может измениться в будущем, хотя формы и виды налогов, способы их исчисления и уплаты изменялись, изменяются и будут изменяться.
Это свойство объективно, оно выражает сущность налога как экономической и правовой категории.
И данное свойство не меняется во времени.
Поэтому калым, а равно жертвоприношение, церковная десятина, дар, дань, откуп, выкуп и т.
п., не являются налогом не потому, что сейчас изменилось значение этого слова, а потому, что налогом они никогда и не были, так как не обладали и не обладают свойством, которое объективно присуще той экономической и правовой категории, которую ныне мы обозначаем термином «налог».
Отсюда понимание налога в его узком значении (и, подчеркнем, единственно правильном), когда под ним понимается определенная разновидность платежей, которые установлены государством, осуществляются его в пользу и отвечают определенным требованиям.
Налоги, наряду с военной добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег.
Известный дореволюционный финансист П.
П.
Гензель по этому поводу отмечал, что «уже в древнем мире были известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания»39.
Положение, согласно которому налога являются атрибутом государства, в общем-то мало у кого не вызывает сомнения, и продиктовано оно как минимум тремя обстоятельствами.
Во-первых, в процессе деятельности государства, являющейся разновидностью управленческой
деятельности, не создается тех материальных ценностей, которые будучи носителями стоимости, могут быть источником получения государством денежных средств.
В равной мере государство, будучи субъектом политической власти, не может превратиться в коммерческую структуру, торгующую своими услугами.
Но поскольку без денег, во-вторых, никакое государство обойтись не может, то оно вынуждено искать их на стороне посредством установления и взимания налогов.
В связи с этим К.
Маркс
иронично писал: «Налог материнская грудь, Гензель П .
П.
Очерки по истории финансов.
Выпуск первый: Древний мир.
М , 1913.
С.48.


[стр.,53]

кормящая правительство.
Налог это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и
религией»40*.
Добывание государством денег с помощью налогов представляет собой один из методов финансовой деятельности государства, связанный с формированием его денежных фондов.

Этот метод принято именовать «методом принудительного и безвозвратного изъятия денег».
В результате, в-третьих, налоги выполняют роль источника финансирования как деятельности государства, так и
содержания его аппарата.
Учитывая важность налогов для государства, Пьер Жозеф Прудон отмечал, что в «сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве», а Ф.Энгельс отводил им роль одного из трех основных признаков государства42.
Характерно отметить, что и в настоящее время, когда марксизм подвергается критическому пересмотру и отрицанию, большинство теоретиков в области государства и права продолжает признавать за налогами это свойство.
Так, известный теоретик Л.
И.
Спиридонов прямо пишет: «Третий признак государства налоги.
Государственные налоги это учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установлеіпсых размерах и в заранее определенные сроки.
Их существование обусловлено тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности»43.
Необходимо подчеркнуть, что данное свойство налогов будет наблюдаться независимо от того, какой теоретической концепции придерживаться по поводу сущности самого государства.
Признаем ли мы его аппаратом, обеспечивающим господство одного класса над другим, считаем ли мы государство стоящим над всеми классами или вообще отрицаем наличие классов в обществе —в любом случае налоги выступают в качестве признака государства.
Существует несколько определений понятия «налог».
Причем имеются как легальные определения (т.
е.
заложенные в текстах нормативно-правовых актов), так и доктринальные (т.
е.
предложенные учеными в своих трудах и отображающие их понимание данной категории).
Во многих случаях авторы ограничиваются воспроизведением легальных определений, содержащихся в текстах законодательных актов.
40См.: М аркс К., Э нгельс Ф Соч,, 2-е изд, Т.
7.
С 82.
1,1Ш р к е К ..
Э нгельс Ф.
Соч., 2-е изд.
Т.
7.
С.

83.
42Сы.: М аркс К..
Э нгельс Ф.
Соч.., 2-е изд.
Т.
2І.
С.
171.
° С пиридонов Л.
И.
Теория государства и права.
М , 1999.
С.
22.0.
Г.
Румянцев называет налоги, одним из китов, на которых зиждется государство{См.: Р ум янцев О.
Г.
Основы конституционного строя России.
М, 1994.
С.
Ш .

[Back]