Проверяемый текст
Бродский, Григорий Михайлович; Государство и налогообложение (Диссертация 2002)
[стр. 149]

149 других членов общества»99.
2.2.
Принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов.
Этот принцип вытекает из положений Конституции
РФ, а также норм НК РФ, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным органам государственной власти.
Таким образом, налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти.
Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, вопервых, в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах,
во-вторых, в соответствии с этим законодательством, в-третьих, эти акты не могут изменять или дополнять налоговое законодательство, в-четвертых, если эти акты противоречат налоговому законодательству, то они являются недействительными (п.
1ст.

4 НК РФ).
Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, органов государственных внебюджетных фондов в соответствии с п.
2 ст.
4
НК РФ вообще не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Акты перечисленных органов, которые, заметим, относятся к ветви органов
исполнительной власти, занимают подчиненное положение по отношению к налоговым актам, принятым представительными органами.
2.3.
Принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации.
Данный принцип определяется п.
2 ст.
4 Конституции, согласно которому Конституция
РФ имеет верховенство на всей 99 Пункт 3 Постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г.
76 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»//Собрание законодательства Российской Федерации.
І9 9 7 .-7 6 І .С т .
197.
[стр. 132]

132 Г.
Право собственности и принудительное взыскание пени и штрафа Как уже отмечалось выше, взыскание пени производится в том же порядке, что взыскание самой недоимки, т, е.
с организаций налогоплательщиков пени взыскивается в бесспорном порядке на основании одностороннего решения налогового органа, а с физических лиц в судебном на основании решения суда.
Что же касается штрафов, то они со всех субъектов взыскиваются в судебном порядке.
Различный порядок взимания пени и штрафов с юридических лиц впервые был обозначен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции».
Позже, своим постановлением от 15 июля 1999 года № 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органов налоговой полиции» Конституционный Суд выстроил следующую теоретическую конструкцию: «Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е.
погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога (чему предназначены пени Г.
Б ), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания)».
В последнем случае речь идет о штрафных санкциях в виде штрафа, предусмотренного статьей ! 14 Налогового кодекса.
Взыскание пени в том же порядке, что и недоимки (а равно, в порядке, отличном от взыскания штрафа), означает, что пени в налоговых правоотношениях перестает рассматриваться в качестве налоговой санкции, т.
е.
вида наказания за противоправные действия налогоплательщика, выразившиеся в ненадлежащем исполнении налогового обязательства.
Кстати, такой подход к определению юридической природы пени вызвал возражения у специалистов в области налогообложения.
Так, О.
В.


[стр.,153]

153 Полагаем, что данное положение, как это было отмечено выше, есть частное проявление принципа равенства налогообложения.
Б.
Ю ридические принципы налогообложения.
Юридические принципы налогообложения получили более четкое освещение в законодательстве.
В их числе можно назвать следующие принципы.
1.
Принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов.
Этот принцип вытекает из положений Конституции
Российской Федерации, а также норм Налогового кодекса, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным (в соответствующих случаях законодательным) органам государственной власти.
Таким образом налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти.
Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения! Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, во-первых, в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
(налоговым законодательством), вовторых, в соответствии с этим законодательством, в-третьих, эти акты не могут изменять или дополнять налоговое законодательство, в-четвертых, если эти акты противоречат налоговому законодательству, то они являются недействительными (пункт 1 статьи 4 Налогового кодекса).
Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, органов государственных внебюджетных фондов в соответствии с пунктом 2 статьи 4
Налогового кодекса вообще не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Акты перечисленных органов, которые, заметим, относятся к ветви органов
ис0

[стр.,154]

полнительной власти» занимают подчиненное положение по отношению к налоговым актам, принятых представительными органами.
2.
Принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации.
Данный принцип определяется пунктом 2 статьи 4 Конституции, согласно которому Конституция
Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, и пунктом 1 статьи 15, устанавливающего, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Закоісы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Следовательно, акты налогового законодательства, противоречащие или иным образом не соответствующие Конституции Российской Федерации, не могут считаться правомерными.
Кроме того статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что акты (в том числе, естественно, и налогово-правовые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
С сожалением приходится констатировать, что принцип конституционной законности нередко подменяется принципом целесообразности, когда финансовые интересы государства ставятся выше требований Конституции.
Это имеет место не только в практике налоговой деятельности государства, но и при принятии актов налогового законодательства, включая Налоговый кодекс.
Более того, перед натиском необходимости решения текущих финансовых проблем не смог устоять даже Конституционный Суд, который, можно сказать, «по должности» обязан быть выше любых соображений меркантильного свойства и для которого защита Конституции является главным делом.
< Такой подход Конституционный Суд продемонстрировал, рассматривая дело о конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1995 №197 «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции».
Признав данное постановление незаконным, Конституционный Суд в то же время постановил, что оно утрачивает силу лишь по истечении шести месяцев с момента провозглашения решения Кон

[Back]