Проверяемый текст
Бродский, Григорий Михайлович; Государство и налогообложение (Диссертация 2002)
[стр. 158]

158 конным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Это положение иногда в литературе именуют «принципом публичности и гласности в налоговых отношениях».

Во-вторых, НК РФ устанавливает, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить».
Налоговый кодекс предусматривает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В связи с этим возникает вопрос, кто и как осуществляет толкование актов налогового законодательства.

Налоговые законы в силу тех или иных причин могут приниматься с определенными пробелами, недостаточно точно и ясно определять тот или иной элемент налогообложения, неконкретно описывать поведение налогоплательщика, в слишком общих выражениях устанавливать права налоговых органов и т.д.
Все это впоследствии порождает сомнения, противоречия и неясности в применении
законов.
По сложившей практике эти недостатки налогового закона восполнялись ведомственными нормативными актами, например, инструкциями Министерства по налогам и сборам о порядке исчисления и уплаты того или иного налога, которые выступали в качестве акта официального толкования налогового закона.
При этом такое толкование естественно осуществлялось в пользу государства и в защиту его финансовых интересов.
Как
следует из НК РФ, в настоящее время все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах не могут устраняться налоговыми, судебными и другими органами в фискальных интересах государства и в его пользу.
Любое толкование
кем бы оно ни производилось) может осуществляться только в пользу налогоплательщика.
Такой порядок отвечает конституционным принципам и практике налоговой деятельности многих зарубежных стран.
Так, К.
Фогель, комментируя
[стр. 162]

162 влению индивидуальной предпринимательской деятельности, что приводит к нарушению статьи 34 Конституции Российской Федерации139.
Правда, в перечисленных случаях Конституционный Суд оценивал налоги и сборы, взяв за основу лишь один их аспект, завышенный размер.
Оценки же соответствия существа отдельных видов налогов и сборов конституционным правам и свободам граждан пока еще не производилось.
А то, что некоторые виды налогов и і сборов не согласуются с провозглашенными в Конституции Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, в общем-то сомнений не вызывает.
И основной причиной тому выступает то обстоятельство, что в настоящий момент государство больше озабочено формированием эффективной (т.
е.
с фискальной точки зрения доходной) системы обложения, а не обеспечением и защитой права и свобод граждан.
Это и приводит к возникновению противоречия между системой налогообложения и конституционным статусом личности.
7.
Принцип правовой определенности налогового обязательства.
Этот принцип реализует с,ебя в нескольких моментах.
Во-первых, в обеспечении информированности налогоплательщиков о состоянии налогового законодательства, что в первую очередь выражается в установлении процедуры обязательной публикации налоговых законов.
Конституция Российской Федерации устанавливает следующее: «Законы подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (куда, естественно, входит и обязанность уплаты налогов Г.
Б.), не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (пункт 3 статьи 1$ Конституции).
Кроме того статья 29 Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право получать инфбрмацию (в том числе и касающуюся налогообложения) любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Это положение иногда в литературе именуют «принципом публичности и гласности в налоговых отношениях».

,39См..
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7 П.


[стр.,164]

164 авторы специально поставили перед собой цель, чтобы рядовые граждане ничего в этих текстах не поняли.
Налоговый кодекс также предусматривает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика Ъборов).
В связи с этим возникает вопрос, кто и как осуществляет толкование актов налогового законодательства.

Не секрет, что налоговые законы в силу тех или иных причин (некачественная подготовки законопроекта, спешка в процессе его разработки, политические недомолвки, уступка оппозиции и т.
п.
) могут приниматься с определенными пробелами, недостаточно точно и ясно определять тот или иной элемент налогообложения, неконкретно описывать поведение налогоплательщика, в слишком общих выражениях устанавливать права налоговых органов и т.
д.
Все это впоследствии порождает сомнения, противоречия и неясности в применении
таких законов.
* По сложившей практике эта недостатки налогового закона восполнялись ведомственными нормативными актами, например, инструкциями Министерства по налогам и сборам о порядке исчисления и уплаты того или иного налога, где эти инструкции выступали в качестве акта официального толкования налогового закона.
При этом такое толкование естественно осуществлялось в пользу государства и в защиту его финансовых интересов.
Как
вытекает из Налогового кодекса, в настоящее время все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах не могут устраняться налоговыми, судебными и другими органами в фискальных интересах государства и в его пользу.
Любое толкование
кем бы оно ни производилось) может осуществляться только в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Такой порядок отвечает конституционным принципам и практике налоговой деятельности многих зарубежных стран.
Так, К.
Фогель, комментируя
соответствующие положения Конституции ФРГ, посвященные налогообложению, пишет: «Из предложенной конституционным правом строгой привязки налогового регулирования к закону следует, что осуществление налоговых законов не может быть целиком отдано на усмотрение государственных органов управления.
В налоговом праве ради соблюдения Конституции действует принцип законности...
И в толковании налоговых *

[Back]