и новейшую информацию о проблемах творческой деятельности, знакомить с состоянием и степенью развития народных художественных ремесел, декоративно-прикладного искусства на данном этапе, они должны понимать целевое назначение творческой деятельности, опираясь на народные традиции. Необходимо, чтобы содержание занятий носило развивающий характер и давало толчок для самоорганизации творческой деятельности. Требование студентов к методике: доступность и последовательность, выделение главного, связь с ранее изученным и т.д. Обращают внимание студенты на личность и высокий профессионализм преподавателей, занятых в процессе формирования творческой деятельности студентов. Им импонируют взаимоотношения преподавателей со студентами, которые носят открытый, доброжелательный, уважительный характер, умение увидеть творческую личность в студенте, поддержать любую инициативу и т.д. 2.2. Реализация комплекса педагогическихусловий формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов будущих учителей технологии и предпринимательства (на примере вышивки). В процессе теоретического осмысления проблемы нами было выдвинуто предложение о том, что развитие творческой деятельности студентов на факультете технологии и предпринимательства будет возможным и продуктивным при выполнении следующего комплекса педагогических условий: • актуализация потребности студентов в творческой деятельности, ориентация студентов на личностную самореализацию; • диагностический подход к определению способностей студентов; .• реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов и развитие профессиональных и личностно значимых качеств будущего учителя технологии; • формирование и накопление опыта творческой деятельности, во |
развития художественно-творческой деятельности студентов будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий: • актуализация потребности студентов в художественно-творческой деятельности, ориентация студентов на личностное самопознание; • диагностический подход к определению способностей студентов; • реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов; • формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно-творческой деятельности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы определяем следующие задачи. 1. Выполнить анализ состояния проблемы развития художественнотворческой деятельности студентов в теоретических источниках и существующей практике высшей школы. 2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс принципов и комплекс педагогических условий, реализация которых обеспечит эффективность развития художественно-творческой деятельности студентов. 3. Разработать модель развития художественно-творческой деятельности студентов вуза в условиях факультета индивидуальной специализации. 4. Обобщить теоретический и практический опыт в методических рекомендациях. Методологической базой исследования являются: теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.И. Додонов, В.А. Иванников, М.С. Каган, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); теория личности как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория творчества (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Л.В. Баженов, Г.С. Батищев, М.М. 7 109 раивают занятия в творческих коллективах, другие охотно занимаются организацией собственного творческого коллектива. Следует отметить, что такая форма организации процесса развития художественно-творческой деятельности в рамках отдельного факультета, каким является факультет индивидуальной специализации, как отмечают студенты, «просто необходима». Исходя их содержания ответов студентов на вопрос: «Какие требования к данной форме развития художественно-творческой деятельности на художественно-творческом отделении факультета индивидуальной специализации вы предъявляете?» мы разделили на следующие группы: требования к содержанию, формам, методам; характер прохождения процесса развития художественно-творческой деятельности. Каковы требования студентов к содержанию? Студенты отмечают, что содержание должно давать новейшую информацию по проблеме художественно-творческой деятельности, знакомить с состоянием и степенью разработанности проблемы на данном этапе, они должны понимать ее целевое назначение. Необходимо, чтобы содержание занятий носило развивающий характер и давало толчок для самостоятельной работы по самоорганизации художественнотворческой деятельности. Организация форм художественно-творческой деятельности студии, специализации, в основном студентов устраивает. Требование студентов к методике: доступность и последовательность, выделение главного, связь с ранее изученным и т.д. Обращают внимание студенты на личность преподавателей, занятых в процессе художественно-творческой деятельности. Им импонируют взаимоотношения преподавателей со студентами, которые носят открытый, доброжелательный, уважительный характер, умение увидеть творческую личность в студенте, поддержать любую инициативу и т.д. Достаточно сказать о том, что большинство студентов, 87 %, прошедших подготовку на художественно-творческом отделении факультета индивидуальной специализации, продолжают занятия на психолого-педагогическом отделе 110 нии этого же факультета, чтобы получить психолого-педагогическую основу художественно-творческой деятельности для дальнейшей профессиональнопедагогической деятельности. Анализируя результаты анкетирования и практический позитивный двенадцатилетний опыт работы по организации процесса развития художественнотворческой деятельности на художественно-творческом отделении факультета индивидуальной специализации, мы можем сделать вывод о том, что данное организационно-методическое структурное подразделение вуза является важной составляющей профессиональной подготовки студентов, способствующей их профессиональному и личностному совершенствованию. 2.2. Реализация комплекса педагогических условий развития художественно-творческой деятельности студентов на факультете индивидуальной специализации В процессе теоретического осмысления проблемы нами было выдвинуто предложение о том, что развитие художественно-творческой деятельности студентов на факультете индивидуальной специализации будет возможным и продуктивным при выполнении следующего комплекса педагогических условий: • актуализация потребности студентов в художественно-творческой деятельности, ориентация студентов на личностное самопознание; • диагностический подход к определению способностей студентов; • реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов; • формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно-творческой деятельности. Содержание данного параграфа посвящено практической реализации комплекса вышеизложенных педагогических условий на факультете индивиду |