ляющие компоненты должны быть насыщены творчеством и способствовать самореализации каждого студента. В основе модели лежит ряд принципов, регулирующих данный процесс. В педагогике данная категория достаточно разработана, систематизирована. Сформированный в соответствии с задачами нашего исследования комплекс принципов развивает и обогащает то, что является специфическим для художественно-творческой деятельности студентов. К основополагающим принципам мы относим принципы: природосообразности, культуросообразности, индивидуализации. Принцип природосообразности представляет собой необходимость соответствия любого процесса развития творческой деятельности естественному развитию человека. В нашей модели принцип природосообразности предполагает всесторонний и всеобъемлемый учет индивидуальных и личностных особенностей каждого студента, педагогически целесообразное соответствие их с типичными особенностями студенческого возраста. Он позволяет строить процесс развития творческой деятельности по художественной обработке материалов с учетом природосообразного в студенте, где доминирует образность, интуиция, чувственное восприятие (особенно это важно в процессе выполнения художественной вышивки). Реализуется: в формировании диагностических карт развития личности студента в процессе деятельности; в отслеживании качества и динамики как творческой деятельности по художественной обработке материалов, так и личностных изменений студента; в выработке адресных рекомендаций студентам и преподавателям в ориентации (целесообразном выстраивании) всех педагогических воздействий в процессе творческой деятельности, направленных на гармоническое развитие личности студента. Принцип культуросообразности определяет отношение между воспитанием и культурой, воспитанием и развитием личности в процессе творческой деятельности студентов. Отмечая личностно-творческую природу культуры, М.С. Каган (65) подчеркивает, что культура это созидательная деятельность человека как прошлая, зафиксированная, опредмеченная в |
112 тельности студентов. Художественно-творческая деятельность как составная часть профессионально-педагогической деятельности студентов по своей сути является индивидуально-творческим процессом, поэтому ее основные составляющие компоненты должны быть насыщены творчеством и способствовать самоактуализации и самореализации каждого студента. В основе модели лежит ряд принципов, регулирующих данный процесс. В педагогике данная категория достаточно разработана, систематизирована и представлена в этимологическом контексте. Сформированный в соответствии с задачами нашего исследования комплекс принципов развивает и обогащает тот, что является специфическим для художественно-творческой деятельности студентов. К основополагающим принципам мы относим принципы: природосообразности, культуросообразности, дополнительности, индивидуализации, социальной сохранности личности. Принцип природосообразности по мысли А. Дистервега представляет собой «ось, вокруг которой вращаются все прочие следующие педагогические правила». Наш же принцип является центром и единством» (37, с.228). Данный принцип указывает на необходимость соответствия любого образования, в том числе и процесса развития художественно-творческой деятельности естественному развитию человека. В нашей модели принцип природосообразности предполагает всесторонний и всеобъемлемый учет индивидуальных и личностных особенностей каждого студента, педагогически целесообразное соответствие их с типичными особенностями студенческого возраста. Он позволяет строить процесс развития художественно-творческой деятельности с учетом природосообразного в студенте, где доминирует образность, интуиция, чувственное восприятие. Реализуется: в формировании диагностических карт развития личности студента в процессе деятельности; в отслеживании качества и динамики как художественно-творческой деятельности, так и личностных изменений студента; в выработке адресных рекомендаций студентам, педагогам, руководителям студий; в ориентации (целесообразном выстраивании) всех педагогических воздействий в процессе художественно-творческой деятельности, направлен 113 ных на гармонию природного и социального в личности студента. Принцип культуросообразности. По поводу данного принципа А. Дистервег пишет: «Состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние, поэтому любое образование должно соответствовать требованиям и особенностям современной культуры» (37, с.229). Принцип культуросообразности определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, «растящей и питающей» личность» (П. Флоренский), а также меру воспитания и развития личности в процессе художественно-творческой деятельности студентов как человека культуры. В документах, отражающих нормативно-правовое обеспечение профессионального образования в Российской Федерации (цит. по № 88), говорится о роли культуры в человеческой жизнедеятельности; культуры как форме хранения и передачи социального опыта; умении оценить достижения культу* ры: способности к диалогу, как способу отношения к культуре и обществу, необходимости приобретения опыта освоения культуры в любых формах. Отме« чая личностно-творческую природу культуры, М.С. Каган (54) подчеркивает, что культура это созидательная деятельность человека как прошлая, зафиксированная, онредмеченная в культурных ценностях, так и настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, превращающих богатство человеческой культуры во внутреннее богатство человека» (54, с.391). В соответствии с данным принципом процесс самоопределения студента в культуре представляет собой осуществление собственного выбора и создания системы представлений о пространстве культуры, о культурном содержании общения в этом пространстве. При этом самоопределение студента в культуре в процессе художественно-творческой деятельности происходит на основе осознания реконструированния культурной информации, заложенной в самой художественнотворческой деятельности, а также принятия студентом общекультурных норм поведения, культуры самовыражения, культурной организации процесса развития художественно-творческой деятельности студентов. |