развиваемый рядом ученых в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, O.K. Тихомиров, Я.А. Пономаревы и др.), основан на понимании творчества как деятельности, которая предполагает ее ориентацию организации процесса обучения на все компоненты творческой деятельности: мотивационносмысловой; содержательно-операционной, оценочной и результативной. Для формирования и накопления опыта творческой деятельности, воплощения технологических знаний и умений по художественной обработке текстильных материалов в продуктах творческой деятельности мы разработали полные подробные программы (руководства), организующие творческую деятельность студентов по решению задач творческой деятельности (на примере художественной вышивки). Наше обращение к задаче, как способу формирования и накопления опыта и воплощения технологических знаний и умений по художественной вышивке в продуктах творческой деятельности, а также развития и саморазвития личности студента ФТП в процессе данной деятельности продиктовано следующими обстоятельствами: 1) задаче присущи высокие диагностические качества, позволяющие диагностировать не только уровень сформированности технологических знаний и умений, но и их качественные характеристики; 2) задача характеризует единство цели и средства ее достижения; 3) мы исходим из трактовки того, что формирование и реализация технологических знаний и умений в процессе творческой деятельности по художественной обработке материалов носит поэтапный характер и предусматривает продвижение студента с одного уровня деятельности на другой. Использование в этом процессе задач различной степени сложности позволит сделать его управляемым. Наше исследование показало, что теоретико-проективную значимость будет иметь разработка задач, в основу которой положены показатели творческого мышления. Представленные задачи направлены на развитие образности, гибкости, оригинальности мышления. Охарактеризуем те исходные |
130 презентации продуктов художественно-творческой деятельности. Таким образом, художественно-творческое отделение факультета индивидуальной специализации позволяет реализовать индивидуальные склонности и способности студентов в конкретных видах художественно-творческой деятельности, а также обеспечить развитие в процессе данной деятельности профессиональных и личностно значимых качеств студентов. Рассмотрим методику реализации последнего условия. Формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно-творческой деятельности. Современный подход к формированию и реализации творческой деятельности, в том числе и художественно-творческой деятельности, развиваемый рядом ученых в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, O.K. Тихомиров, Я.А. Пономарев, В.П. Ушачев и др.), основан на понимании творчества как деятельности, которая предполагает ее ориентацию организации процесса обучения на все компоненты творческой деятельности: мотивационно-смысловой; содержательно-операционной, оценочной и результативной. В.П. Ушачев пишет по этому поводу следующее: «Понимание творческой активности как формирование самим субъектом новообразований в течение всего процесса решения задач начинается от развития адекватной мотивации, целеобразования, специфического (нешаблонного) анализа ситуации, продуцирования и выбора планов и гипотез, их самостоятельных оценок, и наконец, нахождения решения (достижения результата) позволяет подойти к решению проблемы развития творческой активности студента комплексно» (153, с.41). Таким образом, для формирования опыта художественно-творческой деятельности, воплощения умений в продуктах художественно-творческой деятельности мы разработали полные подробные программы (руководства), организующие художественно-творческую деятельность студентов по решению задач, разработанных с учетом информации о содержании и образцах художественно-творческой деятельности. 131 Наше обращение к задаче, как способу формирования опыта и воплощения художественно-творческих умений в продуктах художественно-творческой деятельности, а также развития и саморазвития личности студента в процессе данной деятельности продиктовано следующими обстоятельствами: 1) задаче присущи высокие диагностические качества, позволяющие диагностировать не только уровень сформированности умений, но и их качественные характеристики; 2) задача характеризует единство цели и средства ее достижения; 3) мы исходим из трактовки того, что формирование и реализация умений в процессе художественно-творческой деятельности носит поэтапный характер и предусматривает продвижение студента с одного уровня деятельности на другой. Использование в этом процессе задач различной степени сложности позволит сделать его управляемым. Для целей нашего исследования имеет значение проблема классификации задач. Наше исследование показало, что теоретико-проективную значимость будет иметь классификация, в основу которой положены показатели творческого мышления. Представленные виды задач направлены на развитие образности, гибкости, оригинальности, беглости мышления. Охарактеризуем те исходные предпосылки, из которых мы исходили при классификации задач, указанных в табл. 7. Образное мышление является главным фактором развития художественно-творческой деятельности. Создание новых образов всегда считалось творческим актом. «Муки» творчества как раз и связаны с воплощением новых образов. Л.С. Выготский писал: «что это и есть подлинная основа и движущее начало творчества» (23, с. 11). |