Э-4, где вводился весь комплекс педагогических условий, заметно выросло число студентов, перешедших на более высокий уровень овладения художественно-творческой деятельностью по сравнению с группами контрольной и экспериментальными (Э-1, Э-2, Э-3). Было установлено, что студенты экспериментальных групп усвоили материал значительно глубже, быстрее и точнее выполняли изделия, находили обоснования своим подходам к художественной вышивке; композиция, воплощенная в материале, точнее выявила задуманный художественный образ и соответствовала разработанному рисунку, допускалось меньше ошибок и неточностей при изготовлении декоративных изделий. Обобщая результаты педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что выполненное исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезу процесс формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов студентов ФТП (ТЭФ) будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий, включающих: • актуализацию потребности студентов в творческой деятельности, ориентацию студентов на личностное самореализацию; • диагностический подход к определению способностей студентов; • реализацию индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов будущих учителей технологии и предпринимательства; • формирование и накопление опыта творческой деятельности по обработке текстильных материалов, реализация технологических и творческих умений в продуктах творческой деятельности. Таким образом, реализация данного комплекса педагогических условий на родственных факультетах Московского государственного областного университета (ФТП) и Владимирского государственного педагогического университета (ТЭФ), обеспечила формирование творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов, способствовала ее разви |
87 тов в их единстве и взаимосвязи: мотивы цели практические действия действия контроля и оценки. Если студент осознанно и самостоятельно проходит все этапы овладения художественно-творческой деятельностью в их последовательности, значит выполняемая художественно-творческая деятельность целостна, и студент является ее субъектом. 5. В процессе педагогической диагностики были выявлены три уровня развития художественно-творческой деятельности студентов: репродуктивный, интерпретирующий, продуктивный. Результаты диагностики подтвердили низкий уровень ее освоения студентами, который проявляется в отсутствии осознанных мотивов, близких по содержанию художественно-творческой деятельности несформированностью целеполагания, неотработанностью практических действий, произвольностью и стихийностью действий контроля и оценки. Одна из причин такого положения состоит в отсутствии специально организованной и целенаправленной последовательной работы по развитию художественно1 творческой деятельности студентов за рамками обязательного учебного плана. 6. Процесс развития художественно-творческой деятельности студентов заключается в создании необходимых для ее становления условий. Комплексом педагогических условий, способствующим эффективному развитию художественно-творческой деятельности студентов вуза, является: • актуализация потребности студентов в художественно-творческой деятельности, ориентация студентов на личностное самопознание; • диагностический подход к определению способностей студентов; • реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов; • формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно-творческой деятельности. 156 студентов вуза. В экспериментальной группе Э4, где вводился весь комплекс педагогических условий, заметно выросло число студентов, перешедших на более высокий уровень овладения художественно-творческой деятельностью по сравнению с группами контрольной и экспериментальными (Э-1, Э-2, Э-3). Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что выполненное исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезупроцесс развития художественно-творческой деятельности студентов вуза на факультете индивидуальной специализации будет эффективным, если реализуется комплекс педагогических условий, включающих: • актуализацию потребности студентов в художественно-творческой деятельности, ориентацию студентов на личностное самопознание; • диагностический подход к определению способностей студентов; • реализацию индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов; • формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно-творческой деятельности. Таким образом, реализация данного комплекса педагогических условий на факультете индивидуальной специализации Магнитогорского государственного университета, обеспечила конкретные изменения в художественнотворческой деятельности студентов, способствовала ее становлению и развитию, а также личностных новообразований студентов. Выводы по второй главе В данной главе диссертационной работы представлены цели, задачи и методы организации исследования, показана реализация возможностей структурного подразделения вуза факультета индивидуальной специализации Магнитогорского государственного университета в обеспечении процесса развития |