века к миру, предполагающая самореализацию творца. Онтологический подход к творчеству полагает открытость человека и мира друг к другу, их взаимодействие. Творчество предстает как «диалог» человека и мира. Будучи биологически конечным существом человек в творчестве разрушает свои границы, осуществляя преобразование мира, а мир предстает конечно оформленным, относительно завершенным. Творчество в философском понимании это целенаправленная деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир, в соответствии с потребностями и интересами человека. Творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Следовательно, творчество в философии рассматривается как культурно-историческое явление, предоставляющее возможность преодоления конечности существования человека в мире путем создания новой реальности [155, с.32]. Развернутый перечень критериев в определении понятия «творчество» дает философ А.Г. Спиркин: «Творчество это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, связей, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры... При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории..Если же он нов лишь для автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения» [143, с.213]. В этом определении, кроме критериев оригинальности и новизны, обращается внимание на социально-объективную и субъективную значимость. Исследователи отмечают, что процесс и результат творчества не только не исключают, но и успешно дополняют друг друга, поскольку психологическая природа творческого акта не изменяется от того, создается объективное или лишь субъективно новое. Социально-объективная значимость творчества |
В рамках аксиологического подхода (Г.С. Батищев, Н.С. Злобин, М.С. Каган и др.) творчество рассматривается через призму ценностного измерения, связанного с субъективной деятельностью человека, с развитием его потребностей и интересов. Авторы онтологического направления в исследовании творчества (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.С. Гусев и др.) увязывают творчество с бытием человека в мире. Творчество представляется как способ, как характеристика отношения человека к миру, предполагающая самореализацию творца. Онтологический подход к творчеству полагает открытость человека и мира друг к другу, их взаимодействие. Творчество предстает как «диалог» человека и мира. Будучи биологически конечным существом человек в творчестве разрушает свои границы, осуществляя преобразование мира, а мир предстает конечно оформленным, относительно завершенным. В диссертационном исследовании Е. И. Даниловой (36) онтологизация творчества порождает диалектичное осмысление конечного и бесконечного. Суть ее рассуждений состоит в следующем: • в творчестве субъект самореализует себя в ином, в объекте, обладая способностью к целеполаганию, т.е. преодолевает свою конечность; • в творчестве субъект созидает новое ценностное бытие, разрушая конечность существующих ценностных ориентиров; • в творчестве субъект транслирует себя в результате, который имеет место только в сопряжении, обращении с иными трансляциями, т.е. нуждается в выходе за свои пределы. Таким образом, творчество в философском понимании это целенаправленная деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир, в соответствии с потребностями и интересами человека. Философов в творчестве больше всего интересует его окончательный результат (конкретный продукт творческой деятельности). В связи с этим творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Сле довательно, творчество в философии рассматривается как культурноисторическое явление, предоставляющее возможность преодоления конечности существования человека в мире путем создания новой реальности (156, с.32). В определении понятия «творчество» философа А.Г. Спиркина дается развернутый перечень его критериев: «Творчество это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, связей, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры... При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории. Если же он нов лишь для автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения» (141, с.213). В этом определении, кроме критериев оригинальности и новизны, обращается внимание на социально-объективную и субъективную значимость. Социально-объективная значимость творчества определяется его конечным результатом, а субъективная самим процессом творчества. Исследователи отмечают, что процесс и результат творчества не только не исключают, но и успешно дополняют друг друга, поскольку психологическая природа творческого акта не изменяется от того, создается объективное или лишь субъективно новое (141). С.С. Гольдендрихт и А.М. Коршунов отмечают, что творчество выступает как процесс саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе преобразования и познания действительности. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразуя себя, т.е. осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы появился новый взгляд на проблему творчества. Ученые стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество ( В. И. Андреев, В.А. Тихонович и др.) Таким образом, творчество, как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом существенных, необходимых признаков, которые всякий раз |