держанию этой творческой деятельности, не сформированностью целеполагания, не отработанностью практических действий, произвольностью и стихийностью действий контроля и оценки. Одна из причин такого положения состоит в отсутствии специально организованной и целенаправленной последовательной работы по формированию творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов в рамках учебного плана. 4. Построение методики формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов студентами ФТП должно опираться на: сохранение культурных ценностей своего народа во взаимосвязи с культурами народов Росси и мировой культуры в целом; ориентацию на запросы личности студента, его культурное развитие и самореализацию; стимулирование и поддержку студентов в овладении различных способов художественной вышивки в ее историческом и современном состоянии, уважение к традициям народного творчества. 5. Результаты исследования показали, что специализация “Дизайн и художественная обработка материалов” располагает необходимыми возможностями, обеспечивающими формирование целостной профессионально ориентированной творческой деятельности студентов ФТП в единстве мотивационного, операционного и личностного компонентов данной деятельности. Анализируя полученные данные констатирующего этапа формирующего эксперимента, мы определили низкий уровень сформированное™ творческой деятельности студентов. Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов (на примере вышивки) на факультете технологии и предпринимательства Московского государственного областаого университета и на технико-экономическом факультете Владимирского государственного университета на основе реализации выделенного нами комплекса педагогических условий, адекватного поставленным целям. |
87 тов в их единстве и взаимосвязи: мотивы цели практические действия действия контроля и оценки. Если студент осознанно и самостоятельно проходит все этапы овладения художественно-творческой деятельностью в их последовательности, значит выполняемая художественно-творческая деятельность целостна, и студент является ее субъектом. 5. В процессе педагогической диагностики были выявлены три уровня развития художественно-творческой деятельности студентов: репродуктивный, интерпретирующий, продуктивный. Результаты диагностики подтвердили низкий уровень ее освоения студентами, который проявляется в отсутствии осознанных мотивов, близких по содержанию художественно-творческой деятельности несформированностью целеполагания, неотработанностью практических действий, произвольностью и стихийностью действий контроля и оценки. Одна из причин такого положения состоит в отсутствии специально организованной и целенаправленной последовательной работы по развитию художественно1 творческой деятельности студентов за рамками обязательного учебного плана. 6. Процесс развития художественно-творческой деятельности студентов заключается в создании необходимых для ее становления условий. Комплексом педагогических условий, способствующим эффективному развитию художественно-творческой деятельности студентов вуза, является: • актуализация потребности студентов в художественно-творческой деятельности, ориентация студентов на личностное самопознание; • диагностический подход к определению способностей студентов; • реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов; • формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно-творческой деятельности. 157 художественно-творческой деятельности студентов за рамками обязательного учебного плана. 1. Результаты исследования в форме опроса студентов и преподавателей показали, что факультет индивидуальной специализации Магнитогорского государственного университета располагает необходимыми возможностями, обеспечивающими развитие целостной художественно-творческой деятельности студентов в информационно-познавательном, досугово-развивающем и профессионально ориентированном видах в единстве мотивационного, операционного и личностного компонентов данной деятельности. 2. Анализируя полученные данные констатирующего этапа эксперимента, мы определили низкий уровень развития художественно-творческой деятельности студентов. Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели развития художественно-творческой деятельности студентов на факультете индивидуальной специализации Магнитогорского государственного университета на основе реализации выделенного нами комплекса педагогических условий, адекватного поставленным целям. 3. Формирующий эксперимент подтвердил, что процесс развития художественно-творческой деятельности студентов протекает более успешно в рамках уровневой системы. Развитие художественно-творческой деятельности студентов включает в себя мотивационный, операционный и личностный компоненты, и описывает развитие данной деятельности на продуктивном (высоком), интерпретирующем (среднем) и репродуктивном (низком) уровнях. 4. В качестве основных показателей, характеризующих уровень развития художественно-творческой деятельности студентов, нами выделены следующие: мотивация художественно-творческой деятельности, целеполагание, практические действия, действия контроля, действия оценки, эстетическое восприятие действительности, творческие способности. 5. Критериями эффективности модели развития художественнотворческой деятельности студентов на факультете индивидуальной специали |