определяется его конечным результатом, а субъективная самим процессом творчества.. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразуя себя, т.е. осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы появился новый взгляд на проблему творчества. Ученые стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество (В. И. Андреев, А.М. Коршунов, В.А. Тихонович и др.). Творчество выступает как процесс саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе преобразования и познания действительности. Таким образом, творчество, как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом существенных, необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегрирование, в их целостном единстве. К составляющим компонентам творческого процесса психологи относят: способность поставить вопрос, требующий нетрадиционного ответа; умение увидеть проблему; способность мобилизовать необходимые знания и умения для решения поставленных задач и реализации идеи; умение наблюдать и экспериментировать; способность обобщать полученные результаты и оформлять возникающие мысли (образы) в виде логических, математических, художественно-графических, предметных и других структур. Например, создание произведения декоративно прикладного характера, поиск новых технологий обработки каких-либо узлов изделия, моделирование, конструирование изделий или специальных приспособлений, инструментов для их изготовления и т.д. Вместе с тем эти стороны работы далеко не всегда представляют собой последовательные этапы творческой деятельности. Однако они тесно взаимосвязаны, переплетены друг с другом, вклиниваются друг в друга или могут быть отделены друг от друга во времени (иногда значительном). Тем не менее, они, в известной мере, отражают реальный творческий процесс. Сущность процесса творчества, в психологии рассматривается в двух |
довательно, творчество в философии рассматривается как культурноисторическое явление, предоставляющее возможность преодоления конечности существования человека в мире путем создания новой реальности (156, с.32). В определении понятия «творчество» философа А.Г. Спиркина дается развернутый перечень его критериев: «Творчество это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, связей, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры... При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории. Если же он нов лишь для автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения» (141, с.213). В этом определении, кроме критериев оригинальности и новизны, обращается внимание на социально-объективную и субъективную значимость. Социально-объективная значимость творчества определяется его конечным результатом, а субъективная самим процессом творчества. Исследователи отмечают, что процесс и результат творчества не только не исключают, но и успешно дополняют друг друга, поскольку психологическая природа творческого акта не изменяется от того, создается объективное или лишь субъективно новое (141). С.С. Гольдендрихт и А.М. Коршунов отмечают, что творчество выступает как процесс саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе преобразования и познания действительности. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразуя себя, т.е. осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы появился новый взгляд на проблему творчества. Ученые стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество ( В. И. Андреев, В.А. Тихонович и др.) Таким образом, творчество, как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом существенных, необходимых признаков, которые всякий раз |