аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Психологи особенно подчеркивают в творчестве роль мыслительной деятельности человека. Л.С. Выготский, определяет творчество как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это создание творческой деятельности какой-нибудь вещью внешнего мира, или известного построения ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [36, с.34]. В исследованиях В.А. Крутецкого творчество предстает как специфический вид деятельности человека, требующий от него высшей степени развития творческих способностей, которые проявляются только в этих видах деятельности. К ним он относит художественные, технические и другие творческие способности [77]. Я.А. Пономарев, характеризуя творчество, считает, что нельзя сводить творчество лишь к деятельности человека. По его мнению, это всеобщий атрибут материи, «творчество свойственно как живой, так и не живой природе, а также человеку и обществу» [122]. Современные зарубежные ученые (Дж. Гильфорд, Е. Торренс, Д.Т. Нуренберг и др.) рассматривают творчество как процесс, «логически развитых идей и осмысления образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое» [177, с.ЗО]. На такой же позиции стоят Н. Ньюмел, С. Саймон, Д. Шоу и другие, которые, анализируя процессуальную сторону творчества, выделяют условия, согласно которым процесс решения проблемы можно назвать творческим: продукт мыслительной деятельности отличается новизной и ценностью; новизна отражает преобразование или отказ от ранее известных идей; мыслительный процесс характеризуется наличием устойчивой мотивации [114]. Как и психология, педагогическая наука подчеркивает две стороны процесса творчества: объективную (которая определяется его конечным результатом) и субъективную (которая определяется самим процессом творчества, |
проявляются не изолированно, а интегрированно, в их целостном единстве. Если философия изучает сущность процесса творчества, то психология рассматривает это явление в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Психологи особенно подчеркивают в творчестве роль мыслительной деятельности человека. Л.С. Выготский, придерживаясь позиции, согласно которой результатом репродуктивного мышления является воспроизводство имеющихся знаний, а результатом продуктивного творческого мышления открытие чего-то нового, определяет творчество как: «Деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это создание творческой деятельности какой-нибудь вещью внешнего мира, или известного построения ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (23, с.34). Я.А. Пономарев, характеризуя творчество, считает, что нельзя сводить творчество лишь к деятельности человека. По его мнению, это всеобщий атрибут материи, «творчество свойственно как живой, так и не живой природе, а также человеку и обществу» (112, с.43 ). В исследованиях В.А. Крутецкого творчество предстает как специфический вид деятельности человека, требующий от него высшей степени развития творческих способностей, которые проявляются только в этих видах деятельности. К ним он относит художественные, технические и другие творческие способности (66). Для нашего исследования наибольшую значимость имеют работы Б.П. Юсова, который рассматривает творчество в связи с особенностью художественной деятельности, основой которой является воображение. Смысл его рассуждений по поводу творчества сводится к следующему: «Творчество и воображение тесно связаны друг с другом. Воображение это вектор будущего, устремления к новому, а творчество это раскрытие нового, его выражение поновому или самостоятельно взглянуть на мир (в новой форме для данного конкретного индивида), т.е. предполагает некоторый шаг в неведомое, в форме мысли, замысла или продукта творческого мышления и творческой деятельности. Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В.П. Зинченко), позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвижения вперед в сравнивании с тем, что было прежде, придать сущему новый вид, «порядок» (63, с.94). Современные зарубежные ученые (Дж. Гильфорд, Е. Торренс, Д.Т. Нуренберг и др.) рассматривают творчество как процесс, «логически развитых идей и осмысления образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое» (182, с.ЗО). На такой же позиции стоят Н. Ньюмел, С. Саймон, Д. Шоу и другие, которые, анализируя процессуальную сторону творчества, выделяют условия, согласно которым процесс решения проблемы можно назвать творческим: продукт мыслительной деятельности отличается новизной и ценностью; новизна отражает преобразование или отказ от ранее известных идей; мыслительный процесс характеризуется наличием устойчивой мотивации (101). Как и психология педагогическая наука подчеркивает две стороны процесса творчества: объективную (которая определяется его конечным результатом) и субъективную ( которая определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает социальной значимостью и новизной). Педагогическая наука подчеркивает необходимость системности в творческой деятельности, которая позволяет классифицировать поступающую информацию по разновариантным принципам, а также динамичность самой творческой деятельности. Большое значение в творческой деятельности имеют и интеллектуальные возможности человека, и его личность в целом. Исследователи выделяют такие качества личности, как решимость, смелость ума, умение заглядывать вперед, готовность к риску, творческий человек ценит юмор, ему присущ широкий спектр интересов, он впечатлителен, любознателен, эмоционален и т.д. Вышеизложенные представления о понятиях «творчество», «творческий процесс» и «творческая действительность» обобщаем в следующей схеме (рис. 1). 17 |