Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 24]

выполненная деятельность, результаты которой являются искусственными по сравнению с естественным, природным.
Более узким значением понятия «искусство» является все творчество «по
законам красоты».
Такое творчество относится к широкому кругу человеческой деятельности: создание полезных вещей, оформление и организация общественного и личного быта, культура
поведения и общение людей.
В наше время успешно функционирует и развивается творчество «по законам красоты» в различных сферах дизайна и т.д.

Особый вид социальной творческой деятельности собственно
творчество, продуктом которого является специальные эстетические ценности, т.е.
произведения искусства.

Творческую деятельность по созданию декоративные изделий мы рассматриваем в трех аспектах: 1) подражание природе; 2) самореализация и самовыражение; 3) знаково-символическая концепция.
Рассмотрим
эти аспекты.
Понимание творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов как подражание природе, ее отражение и воспроизводство возникло в глубокой древности и остается востребованным до нашего времени.
Творческая деятельность как считал Аристотель основана на подражательной способности (мимезисе), т.е.
познавательной способности.
Творческая деятельность как мимезис включает элементы удовольствия, которые основываются на радости узнавания.
Предметом подражания служит не просто конкретная вещь, а «прекрасное бытие», отражаемое мерой, числом, пропорциями, существующее «само по себе», вне отношения к другому.
Художественное произведение, как конкретный продукт
творческой деятельности, есть целевая оформленность вещи, ее целостность, как спектр возможностей, ее смысловая выявленность.
Основатель эстетики Баумгартен считал, что объектом
эстетического познания является красота.
Высшая красота осуществляется в природе, и
по24
[стр. 22]

ния, оно лишь выявляет специфику того эмоционально-образного отношения человека к миру, в рамках которого возникают виды деятельности, результаты которой оцениваются как художественные.
Процесс же осознания художественно-творческой деятельности как автономного культурного феномена начинается много позже, он продолжается и в наше время.
Понимание сущности художественно-творческой деятельности неотделимо от понимания структуры объективной реальности природы, человека, взглядов на общество.
В зависимости от этого определяется ее специфика, структура и функции.
Исследуя проблему художественно-творческой деятельности, мы непременно сталкиваемся с понятием «искусство», которое требует разъяснения.
Можно выделить три разных значения этого понятия, тесно связанных друг с другом, но отличающихся по своему объему и содержанию.
В самом 5 '.широком смысле «искусство» означает всякое мастерство, искусно, технично » г ^выполненная деятельность, результаты которой являются искусственными по ¿сравнению с естественным, природным.
Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» -искусство, мастерство.
Вторым, более узким значением понятия «искусство» является все творчество «по законом красоты» (К.
Маркс).
Такое творчество относится к широкому кругу человеческой деятельности: создание полезных вещей, оформление и организация общественного и личного быта, культура
повседневного поведения и общение людей.
В наше время успешно функционирует и развивается творчество «по законам красоты» в различных сферах дизайна и т.д.

И, наконец, особый вид социальной творческой деятельности собственно художественное творчество, продуктом которого является специальные духовные эстетические ценности, т.е.
произведения искусства.

Произведение искусства является конкретным продуктом художественно-творческой деятельности, ее материализованной формой.
Таким образом, «искусство» и «художественно-творческая деятельность» однопорядковые понятия, которые мы будем использовать в нашем исследовании.
22

[стр.,23]

23 Философия и эстетика рассматривают художественно-творческую деятельность в трех аспектах: 1) подражание природе; 2) самовыражение творца; 3) знаково-символическая концепция.
Рассмотрим
вышеобозначенные подходы.
Понимание художественно-творческой деятельности как подражание природе, ее отражение и воспроизводство возникло в античности и остается популярной до нашего времени.
Для Платона художественно-творческая деятельность это подражание миру чувственных вещей.
У Аристотеля художественно-творческая деятельность также основана на подражательной способности (мимезисе).
Подражательная способность у Аристотеля это познавательная способность.
Знание рождается из той же потребности, что и художественно-творческая деятельность.
Но художественно-творческая деятельность как мимезис включает также элементы удовольствия, которые основываются на радости узнавания.
Предметом подражания служит не просто конкретная вещь, а «прекрасное бытие», отражаемое мерой, числом, пропорциями, существующее «само по себе», вне отношения к другому.
Художественное произведение, как конкретный продукт
художественно-творческой деятельности, есть целевая оформленность вещи, ее целостность, как спектр возможностей, ее смысловая выявленность.
У Аристотеля процесс создания художественного произведения носит интеллектуальный характер, он лишен платоновского экстатизма, подчинен определенным нормам.
Аристотель в своей «Поэтике» изложил начало нормативной теории искусства, он вводит в искусство нормы, каноны, правила (167, с.78).
Основатель эстетики Баумгартен считал, что объектом
логичного познания является истина, а объект эстетического познания красота.
Высшая красота осуществляется в природе, и
поэтому подражание природной красоте есть высшая задача искусства.
Эта точка зрения, смыкающаяся с аристотелевским пониманием искусства, долгое время считалась общепризнанной.
Н.
Буало, опираясь на идеи Р.
Декарта, на его программу очищения разума от страстей,

[Back]