Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 25]

этому подражание природной красоте есть высшая задача искусства.
Эта точка зрения, смыкающаяся с аристотелевским пониманием искусства, долгое время считалась общепризнанной.
У.Д.
Дидро основное назначение искусства также определяется ее познавательной функцией,
поскольку красота в искусстве имеет то же основание, что и истина в философии.
Творческая деятельность как самореализация и самовыражение является безграничной сферой ничем не ограниченной человеческой активности.
Такая творческая деятельность в данной теории превращается в средство самооправдания, компенсацией нереализованных желаний творца.
Эмоциональная насыщенность произведений художественного творчества делает их естественным средством «заражения» зрителя
эмоциями автора, многообразием его страданий, счастья со всеми их идеалами и добродетелями.
Знаково-символическая концепция творческой деятельности рассматривает ее как форму связи человека с трансцендентным, запредельным.
Подход к творческой деятельности в рамках знаково-символической сущности может исключать как свободу самореализации и самовыражения, так и подражание природе.
Символ носит знаковый характер.
Но в то же время он не является условным обозначением, безразличным тому, что он символизирует.

Это важно в изучении истории художественной вышивки, которую можно постичь только в рамках знаково-символической концепции искусства.
Современная художественная вышивка во многом отходит от строгих канонов и символики, тем не менее, во многом развивается в рамках знаковосимволической концепции.
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы
изучения и сущности творческой деятельности человека.
В понимании специфики и сущности
творческой деятельности по художественной обработке материалов проблема художественного образа имеет огромное значение.
Искусство художественно-образное воспроизведение действительности.
Определяя искусство как «мышление в образах», Г.
Гегель
[40] вскрывает его важнейшую особенность и затрагивает самые основы его 25
[стр. 24]

24 выдвигает идею подражания природе в искусстве в ее структурированности, рациональной оформленности.
Критерием красоты в искусстве оказывается ясность, выявленная разумом.
У Д.
Дидро основное назначение искусства также определяется ее познавательной функцией...

«Красота в искусстве имеет то же основание, что и истина в философии...
.

Что есть истина? Соответствие нашему сущему создание природы» (167, с.84).
Познавая, искусство морализирует, становится школой нравственности и воспитывает.
Таким образом искусство выполняет не только роль морально-воспитывающую, но и идеологическую функцию.
Эта идея в дальнейшем была развита Н.Г.
Чернышевским: «Воспроизведение жизни общий, характеристический признак искусства, составляю* щий сущность его.
Часто произведения искусства имеют и другое значение обличение жизни...
Искусство есть отражение жизни в формах самой жизни» (167, с.85-87).
< Художественно-творческая деятельность как самовыражение творца явI ляется безграничной сферой ничем не ограниченной человеческой активности.
! Оно оказывается внутренним шифром души художника.
Немецкий романтик Г.
Новалис пишет по этому поводу следующее: «Музыкант узнает существо своего искусства из самого себя, и никакие подозрения, что он подражает кому-то не могут коснуться его» (167, с.98).
Художественно-творческая деятельность в данной теории превращается в средство самооправдания, компенсацией нереализованных желаний творца.
Эмоциональная насыщенность произведений художественного творчества делает их естественным средством «заражения» зрителя,
читателя, слушателя эмоциями автора.
По словам Гендерлинка, ...
поэзия сближает между собой людей со всем их многообразием страданий, и счастья, и порывов, и надеждой, и страхом со всеми их идеалами и добродетелями, со всем великим и малым, что в них есть (167, с.99 ).
Знаково-символическая концепция художественно-творческой деятельности рассматривает ее не в привычной системе «человек мир», но, либо как абсолютно замкнутую автономную систему, либо как форму связи человека с 0

[стр.,25]

25 трансцендентным, запредельным.
История подхода к художественнотворческой деятельности в рамках знаково-символической сущности исключает как безудержную свободу самовыражения, полет фантазии творца, так и подражание природе.
Символ носит знаковый характер.
Но в то же время он не является условным обозначением, безразличным тому, что он символизирует.

Особенность иконописи как важного элемента художественно-эстетической культуры можно постичь только в рамках знаково-символической концепции искусства.
И.
Дамаскин рассматривал икону как символ, с помощью которого можно прийти к божественному прообразу.
Современное искусство, в котором отсутствуют строгие каноны и символика которого далека от религиозной, тем не менее, как считают исследователи (X.
Ортега и Гассета, М.
Унасмуго и др.), во многом развивается в рамках знаково-символической концепции.
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы
к происхождению и сущности художественно-творческой деятельности человека.
Теперь в логике нашего исследования мы должны определить специфику художественно-творческой деятельности.
По мнению М.С.
Кагана (54), понимание специфики художественно-творческой деятельности лежит в структуре человеческой психики, которая оказалась способной на ранних этапах истории к художественно-образному воссозданию реальности.
Эстетика назвала эту способность человеческой психики образным мышлением, творческой фантазией, эмоциональным самовыражением, особого рода игрой, т.с.
художественно-образным *отражением объективной реальности, ее «духовнопрактическим освоением» (К.
Маркс).
Все эти механизмы человеческой психики действуют совместно и нераздельно, т.е.
находятся в синкретическом единстве, отличаясь друг от друга только в теоретическом анализе.
Выходя за пределы реального в мир воображаемого, человек в процессе художественнотворческой деятельности сохраняет верность реальности, ибо она организует поведение человека по ее законам.
А первый из этих законов, как подчеркивает М.С.
Каган (54) разносторонность реальной жизни, которая связывает в одну

[стр.,27]

I 27 X художественно-творческая деятельность в которой, как показывает ее центральное положение в данной схеме, скрещиваются и сливаются воедино энергии всех четырех исходных видов человеческой деятельности.
Формой этого слияния является художественный образ.
В понимании специфики и сущности
художественно-творческой деятельности проблема художественного образа всегда имела огромное значение.
Искусство художественно-образное воспроизведение действительности.
Определяя искусство как «мышление в образах», Г.
Гегель
(26) вскрывает его важнейшую особенность и затрагивает самые основы его природы.
С раскрытием природы художественного образа, с выявлением наиболее существенных его свойств в значительной мере сопряжено решение важнейшего вопроса о роли искусства в жизни каждого человека и общества в целом.
Однако философская трактовка образа не равнозначна его эстетическому пониманию.
Поэтому между философским и эстетическим обоснованием художественного образа необходимы разграничения.
Для теории отражения образ равнозначен копии, как бы духовному фотоснимку действительности.
В философской системе образ выявляет вторичность сознания, отражения в нем окружающего нас мира.
С точки зрения гносеологии, образами являются любые проявления психологической жизни ощущения, представления, понятия, суждения, умозаключения и т.д.
Поскольку художественный образ является специфической формой отражения действительности, для его философской характеристики это определения субъективная жизнь объективного мира.
Но для теории художественного образа это решение имеет значение особого положения эстетического содержания понятия «образ», который относится к философскому как специфический и универсальный.
Художественный образ, как подчеркивает М.С.
Каган (55), не просто гносеологическая, но эстетическая категория, поскольку речь идет о выявлении особенности искусства как художественно-образного отображения действительности.

[Back]