теория не только искусства, но и эстетической культуры в целом, теоретическое осмысление всех процессов эстетического освоения действительности [65]. Именно искусство представляет собой наиболее богатый по содержанию и наиболее разнообразный по форме социально целенаправленный активный способ эстетического освоения действительности и моральноэстетического утверждения в ней человека. Для нашего исследования важными являются следующие вышеизложенные положения эстетика как наука обобщает законы эстетического освоения человеком мира. Но поскольку эти законы наиболее полно, всесторонне и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика представляет собой, прежде всего науку о сущности и наиболее общих закономерностях искусства, о природе художественного творчества. Проблема эстетического воспитания личности отражена в работах И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева и др., а также зарубежных исследователей О.Гунтера, Д. Дьюи, Я. Кодаи, В. Лоуэнфельда, К. Орфа, Г.Рида, Р. Хасти, П. Хиндемита идр. В теории эстетического и художественного воспитания на сегодняшний день сформулированы два ведущих принципа: включенность человека в современную социокультурную проблематику, приобщенность к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего; адекватное понимание, восприятие и оценивание произведений искусства, опыт непосредственной творческой деятельности позволяет личности войти в мир общечеловеческих ценностей. Концепция эстетического воспитания A.A. Мелик-Пашаева [107] заслуживает внимательного, вдумчивого рассмотрения. Главная цель эстетического воспитания, но мнению ученого, состоит втом, чтобы, приобщая личность к сложной области искусства, развивать у нее способность эстетического отношения к жизни. Основными психолого-педагогическими условиями развития эстетического отношения к действительности итворческих способностей 32 |
эмоционального отношения человека к действительности. П.Т. Трофимов (47, с.15) исходит из того, что эстетика это наука о художественном освоении, познании и преобразовании человеком действительности. В исследованиях И. Мацы (55, с.46) эстетика, как специальная научная дисциплина, есть теория не только искусства, но и эстетической культуры в целом, теоретическое осмысление всех процессов эстетического освоения действительности. Он полагает, что именно искусство представляет собой наиболее богатый по содержанию и наиболее разнообразный по форме социально целенаправленный активный способ эстетического освоения действительности и морально-эстетического утверждения в ней человека. Для нашего исследования важными являются следующие вышеизложенные положения эстетика как наука обобщает законы эстетического освоения человеком мира. Но поскольку эти законы наиболее полно, всесторонне и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика представляет собой прежде всего науку о сущности и наиболее общих закономерностях искусства, о природе художественного творчества. Эстетическое отношение человека характеризуется категориями прекрасного и возвышенного, трагического, комического и безобразного, т.е. эстетическими категориями. Б.М. Неменский подчеркивал, что человек является целостным существом, он воспринимает мир одновременно разумом и чувствами, и что нет других предметов, кроме предметов искусства, которые в самом своем объекте содержали бы это единство. «Наука предполагает объективные законы, искусство единство объективного и субъективного. В силу этого единства именно искусство должно быть центральным звеном очеловечивания системы образования. Оно адекватно самой человеческой сущности» (98, с.74). Проблема эстетического воспитания личности отражена в работах И.А. Джидарьяна, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева, Б.П. Юсова и др., а также зарубежных исследователей О.Гунтера, Д. Дьюи, Я. Кодаи, В. Лоуэнфельда, К. Орфа, Г.Рида, Р. Хасти, П. Хиндемита и др. 39 40 В теории эстетического и художественного воспитания на сегодняшний день сформулированы два ведущих принципа: • включенность человека в современную социокультурную проблематику, приобщенность к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего; • адекватное понимание, восприятие и оценивание произведений искусства, опыт непосредственной художественно-творческой деятельности позволяет личности войти в мир общечеловеческих ценностей. Ключевым звеном в создании новой организационной системы эстетического воспитания ученые (46, 62, 76) называют общеобразовательную школу и вуз. Заслуживает внимательного, вдумчивого рассмотрения концепция эстетического воспитания A.A. Мелик-Пашаева (89). Главная цель эстетического воспитания, но мнению ученого, состоит в том, чтобы, приобщая личность к сложной области искусства, развивать у нее способность эстетического отношения к жизни. Основными психолого-педагогическими условиями развития эстетического отношения к действительности и творческих способностей учащихся является, по мнению A.A. Мелик-Пашаева, приобщение их на доступном возрасту уровню к решению полноценных творческих задач: «учащийся должен быть автором» (89, с.114). Параллельно должна проводиться работа по развитию художественного воспитания, которая строится как опосредованный «диалог с автором», опирающийся на авторский опыт самих учеников. Для нашего исследования важными являются данные положения A.A. Мелик-Пашаева. Б.Т. Лихачев (76) определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, определять прекрасное, безобразное, трагическое в жизни и в искусстве, жить и творить по «законам красоты». Его концепция эстетического воспитания включает в себя: эстетическое развитие организованный процесс становления природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического воспитания (чувствования, творческого воображения, эмоционального |