Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 33]

учащихся является приобщение их к решению полноценных творческих задач.
Параллельно должна проводиться работа по развитию художественного воспитания, которая строится как опосредованный диалог с автором, опирающийся на авторский опыт самих учеников.

Б.Т.
Лихачев [90] определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности.
Его концепция эстетического воспитания включает в себя: эстетическое развитие организованный процесс становления природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического воспитания (чувствования, творческого воображения, эмоционального
переживания, образного мышления), а также формирование духовных потребностей.
В системе эстетического воспитания Б.Т.
Лихачев выделяет художественное воспитание и художественное образование: художественное воспитание определяется им как целенаправленный процесс формирования личности, способной воспринимать, любить, оценивать искусство и самим создавать художественные ценности.
Художественное образование понимается им как процесс освоения личностью совокупности эстетических знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок по отношению к художественному творчеству.

В основе организации эстетического воспитания ученый выделяет ряд принципов: всеобщности эстетического воспитания, комплексный подход, органической связи всей
творческой деятельности с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности личности; учета возрастных и психологических особенностей идр.
В концепции эстетического воспитания Б.Г.
Лихачева для нас важным является выделение художественного воспитания и художественного образования как сердцевины эстетического воспитания, а также развитие
творческой деятельности как целенаправленное формирование способностей личности к художественному творчеству.
М.С.
Каган [66] считает, что воспитывать эстетический вкус, значит не только использовать заложенную в человеке потребность общения с красо33
[стр. 40]

40 В теории эстетического и художественного воспитания на сегодняшний день сформулированы два ведущих принципа: • включенность человека в современную социокультурную проблематику, приобщенность к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего; • адекватное понимание, восприятие и оценивание произведений искусства, опыт непосредственной художественно-творческой деятельности позволяет личности войти в мир общечеловеческих ценностей.
Ключевым звеном в создании новой организационной системы эстетического воспитания ученые (46, 62, 76) называют общеобразовательную школу и вуз.
Заслуживает внимательного, вдумчивого рассмотрения концепция эстетического воспитания A.A.
Мелик-Пашаева (89).
Главная цель эстетического воспитания, но мнению ученого, состоит в том, чтобы, приобщая личность к сложной области искусства, развивать у нее способность эстетического отношения к жизни.
Основными психолого-педагогическими условиями развития эстетического отношения к действительности и творческих способностей учащихся является, по мнению A.A.
Мелик-Пашаева, приобщение их на доступном возрасту уровню к решению полноценных творческих задач: «учащийся должен быть автором» (89, с.114).
Параллельно должна проводиться работа по развитию художественного воспитания, которая строится как опосредованный «диалог с автором», опирающийся на авторский опыт самих учеников.

Для нашего исследования важными являются данные положения A.A.
Мелик-Пашаева.
Б.Т.
Лихачев (76) определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, определять прекрасное, безобразное, трагическое в жизни и в искусстве, жить и творить по «законам красоты».
Его концепция эстетического воспитания включает в себя: эстетическое развитие организованный процесс становления природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического воспитания (чувствования, творческого воображения, эмоционального


[стр.,41]

РО ССИ Й СКИ * ( 41 1 40ЛЛСЕМГ I переживания, образного мышления), а также формирование духовных потребностей.
Б.Т.
Лихачев выделяет в системе эстетического воспитания художественное воспитание и художественное образование: художественное воспитание определяется им как целенаправленный процесс формирования личности, способной воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и самим создавать художественные ценности.
Художественное образование понимается им как процесс освоения личностью совокупности эстетических знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок по отношению к художественному творчеству.

Художественно-творческое развитие, по мнению Б.Т.
Лихачева, целенаправленное формирование способностей личности в различных видах искусства.
В основе организации эстетического воспитания ученый выделяет ряд принципов: всеобщности эстетического воспитания, комплексный подход, органической связи всей
художественно-творческой деятельности с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности личности; единства учебных и внеучебных занятий, различных форм воздействия искусства через средства массовой информации, учета возрастных и психологических особенностей и др.
В концепции эстетического воспитания Б.Г.
Лихачева для нас важным является выделение художественного воспитания и художественного образования как сердцевины эстетического воспитания, а также развитие
художественно-творческой деятельности как целенаправленное формирование способностей личности к художественному творчеству.
В нашем исследовании мы подчеркиваем роль художественно-творческой деятельности в формировании активности личности в разных видах творческой деятельности, а не только в художественном творчестве, переносе опыта творческой деятельности во все другие сферы человеческой деятельности.
По мнению М.С.
Кагана (55), суть эстетического воспитания состоит в том, «чтобы показать, как общие законы красоты, величия, трагизма, комизма

[Back]