Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 34]

той и бескорыстного её переживания, но и развивать его мастерство, вырабатываемое в художественной практике, в индивидуальном опыте личности, ее умении опознавать эстетическую ценность в каждом особенном ее проявлении» [66, с.271].
Так же, как и Б.Т.
Лихачев, он разделяет в эстетическом воспитании художественное обучение и художественное воспитание: «...Цель художественного образования развитие понимания искусства «изнутри» как деятельности, соединяющей творчество и ремесло, вдохновение и труд, объективное и субъективное, традиционное и новаторское, рациональное и эмоциональное, общезначимое и индивидуальное.
Ибо понять эту противоречивую природу художественного творчества может лучше всего тот, кто сам практически испытывает меру своей способности художественно мыслить и полноценно художественно создавать»
[66, с.278].
И.Ф.
Исаев [62] и В.А.
Кан-Калик [69] эстетическое воспитание рассматривают в качестве основы формирования педагогического творчества и педагогической культуры, И.Ф.
Исаев считает при этом педагогическое творчество самым сложным из всех других видов творчества в силу того, что в процессе педагогической деятельности обеспечивается максимальная полнота личности к самореализации и происходит «творение» и «сотворение» специалиста
[62, с.
154].
Эстетическое воспитание развивает следующие качества личности, характерныедля творческого человека: оригинальность, энергичность вработе, внутренную целеустремленность и профессиональную уверенность, знание дела, способность к оценке, независимость, самоуважение и уважение к другим людям.
Эстетическое воспитание обладает особой культурологический функцией, ориентированной на утверждение сущностного начала в человеке, на гармонию его социальных и природных качеств.
К сущностным силам человека исследователи относят познание мира и творческое преобразование самого себя (Е.В.
Бондаревская, О.С.
Газман и др.), развитие которых обеспечивает становление личности, способной к творчеству, в том числе и к художест
[стр. 42]

42 конкретно проявляются в данной области бытия, в данной сфере человеческой деятельности».
Он подчеркивает, что «каждая эстетическая ценность остается самой собой во всех ее модификациях, но в реальном своем существовании она индивидуальна, своеобразна, уникальна.
...Воспитывать эстетический вкус, значит не только использовать заложенную в человеке потребность общения с красотой и бескорыстного её переживания, но и развивать его мастерство, вы* рабатываемое в художественной практике, в индивидуальном опыте личности, ее умении опознавать эстетическую ценность в каждом особенном ее проявлении» (55, с.271).
М.С.
Каган так же, как и Б.Т.
Лихачев, разделяет в эстетическом воспитании художественное обучение и художественное воспитание: «...Цель художественного образования развитие понимания искусства «изнутри» как деятельности, соединяющей творчество и ремесло, вдохновение и труд, объективное и субъективное, традиционное и новаторское, рациональное и эмоциональное, общезначимое и индивидуальное.
Ибо понять эту противоречивую природу художественного творчества может лучше всего тот, кто сам практически испытывает меру своей способности художественно мыслить и полноценно художественно создавать»
(55, с.278).
М.С.
Каган (55) определяет эстетическое воспитание и самовоспитание в совокупности и взаимодействии всех их конкретных форм и способов.
Оно имеет несколько целей: • обеспечить каждой личности возможность эмоционального, духовновозвышенного восприятия всего окружающего мира и собственного поведения, т.е.
такого восприятия, которое дает развитое эстетическое сознание; • внедрять в человеческие души потребность и способность эстетически мыслить; • порождать у человека потребность и формировать у него способность и умение передавать другим свой эстетический опыт, и тем самым, активно включаться в историческую эстафету развития эстетической культуры личности.


[стр.,43]

42 конкретно проявляются в данной области бытия, в данной сфере человеческой деятельности».
Он подчеркивает, что «каждая эстетическая ценность остается самой собой во всех ее модификациях, но в реальном своем существовании она индивидуальна, своеобразна, уникальна.
...Воспитывать эстетический вкус, значит не только использовать заложенную в человеке потребность общения с красотой и бескорыстного её переживания, но и развивать его мастерство, вы* рабатываемое в художественной практике, в индивидуальном опыте личности, ее умении опознавать эстетическую ценность в каждом особенном ее проявлении» (55, с.271).
М.С.
Каган так же, как и Б.Т.
Лихачев, разделяет в эстетическом воспитании художественное обучение и художественное воспитание: «...Цель художественного образования развитие понимания искусства «изнутри» как деятельности, соединяющей творчество и ремесло, вдохновение и труд, объективное и субъективное, традиционное и новаторское, рациональное и эмоциональное, общезначимое и индивидуальное.
Ибо понять эту противоречивую природу художественного творчества может лучше всего тот, кто сам практически испытывает меру своей способности художественно мыслить и полноценно художественно создавать»
(55, с.278).
М.С.
Каган (55) определяет эстетическое воспитание и самовоспитание в совокупности и взаимодействии всех их конкретных форм и способов.
Оно имеет несколько целей: • обеспечить каждой личности возможность эмоционального, духовновозвышенного восприятия всего окружающего мира и собственного поведения, т.е.
такого восприятия, которое дает развитое эстетическое сознание; • внедрять в человеческие души потребность и способность эстетически мыслить; • порождать у человека потребность и формировать у него способность и умение передавать другим свой эстетический опыт, и тем самым, активно включаться в историческую эстафету развития эстетической культуры личности.


[стр.,44]

44 И.Ф.
Исаев (50) и В.А.
Кан-Калик (57) эстетическое воспитание рассматривают в качестве основы формирования педагогического творчества и педагогической культуры, И.Ф.
Исаев считает при этом педагогическое творчество самым сложным из всех других видов творчества в силу того, что в процессе педагогической деятельности обеспечивается максимальная полнота личности к самореализации и происходит «творение» и «сотворение» специалиста
(50, с.
154).
Б.П.
Юсов (171, с.
148), анализируя проблему эстетического воспитания в США, подчеркивает, что американские исследователи одной из его главных целей полагают установление эмоционального баланса личности и среды, накопление положительно окрашенного субъективного опыта (Д.
Дьюи, В.
Лоуэнфельд, Р.
Хасти и др.).
Наиболее последовательно, по признанию американских ученых, идея эмоционального баланса нашла в «терапии через искусство» В.
Лоуэнфельда, считающегося одним из классиков американского эстетического воспитания.
С ; «терапией через искусство» связана целая терминологическая иерархия, пере&5 ходящая в работы американских исследований в вопросах эстетического воспитания из теории 3.
Фрейда и биохирвистской психологии.
Это прежде всего самовыражение, т.е.
высвобождение в деятельности накопившейся эмоциональной энергии; самореализация воплощение в художественно-творческой деятельности собственных неповторимых черт и движений души, т.е.
воплощение в продукте своей индивидуальности; уверенность в себе т.е.
уверенность в справедливости и правомерности своих намерений; самооценка, т.е.
умение оценивать свои возможности, знать, на что ты способен, чтобы претендовать на собственную позицию в жизни, в обществе в решении тех или иных проблем.
Нам близки данные позиции американских ученых.
Мы в нашем исследовании также придаем большое значение идее эмоционального баланса студента и среды, развития его чувствительности и эмоционального разрешения в процессе художественно-творческой деятельности, а также восприятия художественных произведений как творческого процесса.
На это положение обращает

[Back]