венному творчеству, к самореализации. Таким образом, эстетическое воспитание является базой для создания особого рода взаимодействия, способствующего оптимальной реализации творческих потенциальных возможностей взрослеющей личности студента и помогающего ей в духовном и личностном росте педагога. В основе такого взаимодействия лежат особого рода отношения сотворчества, сотрудничества, уважения, внимания. Создание такого взаимодействия в образовательном процессе вуза является важными средствами развития творческого потенциала будущих учителей технологии, в том числе и в процессе формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов. Процесс формирования творческой деятельности мы рассматриваем с позиций: личностно-ориентированного, индивидуально-творческого, культурологического идеятельностного подходов. Основные идеи личностно-ориентированного подхода (А.Г. Гостев, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Т.Н. Шамова, И.С. Якиманская идр.): обеспечение развития личности через организацию ее деятельности, включая творческую; единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности; учет и подчинение на каждом уровне развития личности ее потребностям, интересам, склонностям и способностям; формирование представления о деятельности как личностно значимой. Личностно-ориентированный подход основан на положении о наличии в каждой деятельности внешнего (практического) и внутреннего (теоретического) планов. Следуя данному положению, в каждой деятельности, в том числе и творческой, можно выделить элементы, относящиеся к той или иной стороне. Внешняя (практическая) предметная: виды творческой деятельности, ее предметы, действия, операции, средства и результаты. Внутренняя (личностная) личность студента и ее компоненты (потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, склонности и способности к определенно35 |
личности, мы рассмотрели концепции, которые имеют особую значимость для нашего исследования. При этом исследователями (56, 89, 156) подчеркивается, что эстетическое воспитание обладает особой культурологический функцией, ориентированной на утверждение сущностного начала в человеке, на гармонию его социальных и природных качеств. К сущностным силам человека исследователи относят познание мира и творческое преобразование самого себя (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Колесникова и др.), развитие которых обеспечивает становление личности, способной к творчеству, в том числе и к художественному творчеству, к самореализации, к адекватной оценке сложных социальных ситуаций. Таким образом, эстетическое воспитание является базой для создания особого рода взаимодействия, способствующего оптимальной реализации творческих потенциальных возможностей взрослеющей личности студента и помогающего ей ь¡^в духовном и личностном росте педагога. В основе такого взаимодействия ле'¡Ц жат особого рода отношения сотворчества, сотрудничества, уважения, внимания. Создание такого взаимодействия в образовательном процессе вуза, по утверждению ряда исследователей (8, 127, 133, 144), является важными средствами развития творческого потенциала студентов, в том числе и в процессе художественно-творческой деятельности. Определяя в нашем исследовании художественно-творческую деятельность как составляющую целостной гуманистически ориентированной модели вузовского образования, мы рассматриваем процесс развития данной деятельности с позиций: личностно-ориентированного, индивидуально-творческого, культурологического и деятельностного подходов. Основные идеи личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, В.А. Болотов, А.Г. Гостев, В.П. Зинченко, В.Я. Ляудис, В.И. Слободчиков, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.): • обеспечение развития личности через организацию ее деятельности, в том числе и художественно-творческой деятельности; 47 • единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности; • учет и подчинение на каждом уровне развития личности ее потребностям, интересам, склонностям и способностям; • формирование представления о деятельности как личностно значимой. Личностно-ориентированный подход основан на положении в психологии о наличии в каждой деятельности внешнего (практического) и внутреннего (теоретического) планов. Следуя данному положению, в каждой деятельности, в том числе и художественно-творческой, можно выделить элементы, относящиеся к той или иной стороне. Внешняя (практическая) предметная: виды художественно-творческой деятельности, ее предметы, действия, операции, средства и результаты. Внутренняя (личностная) личность студента и ее компоненты (потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, склонности и способности к определенному виду художественно-творческой деятельности, личные цели данной деятельности). Эффективность деятельности, в том числе художественно-творческой, будет определяться уровнем реализации закономерностей взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности. Эта закономерность, по мнению В.А. Беликова (14), осуществляется в рамках реализации следующих принципов: • личностной ориентации направленность деятельности на удовлетворение личностных целей, соответствие ее мотивам, ценностям, установкам личности; • ценностной значимости подход к деятельности и ее результатам с позиции личной пользы или бесполезности, личной значимости или незначимости. Личностно-ориентированный подход предполагает: • признание студента основным субъектом процесса обучения и воспитания, в том числе и в процессе развития художественно-творческой деятельности; |