му виду творческой деятельности, личные цели данной деятельности). Эффективность деятельности, в том числе творческой, будет определяться уровнем реализации закономерностей взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности. Эта закономерность осуществляется в процессе реализации принципа: личностной ориентации, проявляющегося в направленность деятельности на удовлетворение личностных целей, соответствие ее мотивам, ценностям, установкам личности; принципа ценностной значимости, опрежеляющего подход к деятельности и ее результатам с позиции личной пользы или бесполезности, личной значимости или незначимости [14]. В процессе формирования у будущих учителей технологии творческой деятельности по художественной обработке материалов личностноориентированный подход предполагает: во-первых, признание студента ФТП (ТЭФ) основным субъектом процесса обучения и воспитания и прежде всего в процессе формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов; во-вторых, развитие индивидуальных способностей студента в конкретном виде творческой деятельности по художественной обработке материалов; в-третьих, определение средств, обеспечивающих реализацию: поставленных целей на основе выявления и структурирования субъективного опыта студента; его профессиональной направленности в процессе освоения этой творческой деятельности, связанной с его будущей педагогической работой в школе. Реализация личностно-ориентированного подхода требует специальной разработки содержания процесса формирования творческой деятельности будущих учителей технологии. При этом разрабатывается специальная форма взаимодействия участников образовательного процесса (субъектсубъектные отношения, социальная сохранность личности, позитивный эмо36 |
47 • единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности; • учет и подчинение на каждом уровне развития личности ее потребностям, интересам, склонностям и способностям; • формирование представления о деятельности как личностно значимой. Личностно-ориентированный подход основан на положении в психологии о наличии в каждой деятельности внешнего (практического) и внутреннего (теоретического) планов. Следуя данному положению, в каждой деятельности, в том числе и художественно-творческой, можно выделить элементы, относящиеся к той или иной стороне. Внешняя (практическая) предметная: виды художественно-творческой деятельности, ее предметы, действия, операции, средства и результаты. Внутренняя (личностная) личность студента и ее компоненты (потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, склонности и способности к определенному виду художественно-творческой деятельности, личные цели данной деятельности). Эффективность деятельности, в том числе художественно-творческой, будет определяться уровнем реализации закономерностей взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности. Эта закономерность, по мнению В.А. Беликова (14), осуществляется в рамках реализации следующих принципов: • личностной ориентации направленность деятельности на удовлетворение личностных целей, соответствие ее мотивам, ценностям, установкам личности; • ценностной значимости подход к деятельности и ее результатам с позиции личной пользы или бесполезности, личной значимости или незначимости. Личностно-ориентированный подход предполагает: • признание студента основным субъектом процесса обучения и воспитания, в том числе и в процессе развития художественно-творческой деятельности; 48 • развитие индивидуальных способностей студента в конкретном виде художественно-творческой деятельности; • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей посредством выявления и структурирования субъектного опыта студента, его направленного развития в процессе художественно-творческой деятельности. Реализация личностно-ориентированного подхода требует специальной разработки содержания процесса развития художественно-творческой деятельности. При этом разрабатывается специальная форма взаимодействия участников образовательного процесса (субъект-субъектные отношения, социальная сохранность личности, позитивный эмоциональный фон, совместная творческая деятельность преподавателей и студентов и др.). Необходимым условием является создание условий для формирования индивидуальности каждого студента в процессе художественно-творческой деятельности, ощущения динамики развития студента в сравнении с самим собой и др. Таким образом, мы в нашем исследовании, рассматривая художественнотворческую деятельность с позиций личностно-ориентированного подхода, акцентируем внимание на то, что студент не становится субъектом воспитания, а изначально, по мнению И.С. Якиманской, им является «как носитель субъектного опыта» (174, с.31-42). В процессе художественно-творческой деятельности происходит «встреча» с уже имеющимся субъектным опытом студента в данной деятельности, обогащение и «окультуривание» имеющегося опыта. При этом субъектность (индивидуальность) студента проявляется в избирательности к содержанию, виду и формам художественно-творческой деятельности, устойчивости этой избирательности, эмоционального отношения к определенному виду художественно-творческой деятельности. Реализация личностноориентированного подхода требует смещения акцентов в рассмотрении построения процесса деятельности, в том числе и художественно-творческой деятельности от чисто регламентированного к деятельности, центрирующейся во |