41 творческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как репродуктивные, алгоритмические, рассматриваются чаще как подражательные. Творческие же формы освоения деятельности, к ним мы относим и творческую деятельность по художественной обработке текстильных материалов (художественную вышивку), определяются как оригинальные, продуктивные, эвристические. Большой интерес для нашего исследования представляет такой подход к рассматриваемой проблеме, когда любая творческая деятельность, включает в себя элементы подражания. Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смыслетворческой. При этом рассматривается закономерная линия от подражания копирования, через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству» [140, с.74]. Данная точка зрения особенно важна для нашего исследования, так как процесс формирования творческой деятельности студентов как раз и является подтверждением этого положения. Творческая деятельность студентов ФТП (ТЭФ) по художественной обработке материалов чаще всего имеет копирующий характер, что в данном контексте является естественным этапом на пути становления творческой индивидуальности студента. Наш подход к данной проблеме формирования творческой деятельности соотносится и со взглядами Н.М. Гнатко [136, с.68] о последовательном преобразовании потенциальной творческости студентов в актуальную через механизм копирования. Таким образом, творческая деятельность художественной обработке текстильных материалов (художественная вышивка) формирования от подражания копирования, через творческое копирование (подражание) и копирующее (подражательное) творчество к подлинному творчеству. Конечно, не все студенты ФТП в процессе освоения этой творческой деятельности проходят вышеизложенные стадии. Чаще всего творческая деятельность студентов формируется от копирования, через творческое подражание к подражатель(го1Ш гя1 |
54 Прежде чем определить уровневые показатели процесса развития художественно-творческой деятельности, мы обращаем внимание на следующие обстоятельства. В психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как репродуктивные, алгоритмические, рассматриваются чаще как подражательные. Творческие же формы освоения деятельности, к ним мы относим и художественно-творческую деятельность, определяются как оригинальные, продуктивные, эвристические и преимущественно рассматриваются как противостоящие подражательным. Примером такого подхода может служить теория Дж. Гильфорда (137, с.66). Доминирующей точкой зрения в данной теории, к ней принадлежит Е. Торренс (137, с.66) и другие, является предположение, что творческие люди осваивают избранный вид деятельности практически 5на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным дейстг йвиям. При этом подразумевается, что такие люди не способны к подражанию. (IОднако существует и другой подход к рассматриваемой проблеме. Он и пред! ставляет для нашего исследования интерес: любая творческая деятельность, в том числе и художественно-творческая, включает в себя элементы подражания (Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалев, БД. Парыгин, В.А. Просецкий, П.А. Рудик и др.) В наибольшей степени, на наш взгляд, проблема подражания, как исходная фаза любой деятельности, в том числе и художественно-творческой, проработана В.А. Просецким (137, с.73-74). Автор соотносит подражание и творчество следующим образом: «по своей сущности подражание есть воспроизведение (отражение) наличных объектов (принципов), а творчество создание новых и при этом оригинальных, общественно значимых образцов. Однако, эта противоположность не метафизическая, а диалектическая. При всей противоположности и даже полярности по отношению друг к другу подражание и творчество взаимосвязаны и проникают друг в друга ... Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смысле твор ческой. При этом рассматривается закономерная линия от подражания копирования, через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству» (137, с.74). Данная точка зрения особенно важна для нашего исследования, так как процесс развития художественно-творческой деятельности студентов как раз и является подтверждением этого положения. Художественно-творческая деятельность студентов чаще всего имеет подражательный характер, что в данном контексте является естественным этапом на пути становления творческой индивидуальности студента. Наш подход к данной проблеме развития художественно-творческой деятельности соотносится и со взглядами Н.М. Гнатко (136, с.68) о последовательном преобразовании потенциальной творческости студентов в актуальную через механизм подражания. Таким образом, художественно-творческая деятельность развивается от подражания копирования, через твор1 зческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству. з Конечно, не все студенты в процессе развития художественно-творческой деятельности проходят вышеизложенные стадии. Чаще всего художественно-творческая деятельность студентов развивается от подражания копирования, через творческое подражание к подражательному творчеству. Мы в своей работе будем опираться и оперировать следующими уровнями развития художественно-творческой деятельности, опираясь на исследования В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина, Н.М. Яковлевой и других, подчеркивающих творческий характер профессионально-педагогической деятельности: 1 уровень репродуктивный (низкий); 2 уровень интерпретирующий (средний); 3 уровень продуктивный (высокий). Говоря об уровневости в развитии художественно-творческой деятельности, нам необходимо определить уровень как термин, обозначающий восходящие ступени в развитии качества для последовательного выявления движения |