номутворчеству. Опираясь на исследования В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина, Н.М. Яковлевой и других, подчеркивающих творческий характер профессионально-педагогической деятельности в нашем исследовании мы в нашем исследовании будем опираться и оперировать следующими уровнями формирования творческой деятельности: 1уровень репродуктивный (низкий); 2 уровень интерпретирующий (средний); 3 уровень продуктивный (высокий). Говоря об уровневости сформированности творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов будущих учителей технологии, нам необходимо определить уровни, которые обозначали бы восходящие ступени формирования ее качества и последовательность выявления динамики данного явления. Охарактеризуем каждый обозначенный нами уровень сформированности творческой деятельности. Репродуктивный уровень характеризуется репродуктивным мышлением и размытостью интересов. Для данного уровня творческая деятельность по художественной обработке текстильных материалов характерна в плане элементарного знакомства, восприятия ее основ, осмысления, анализа, точного воспроизведения или измененного повторения технологий ихудожественных образов в собственной творческой деятельности студентов. Показателем данного уровня является адаптивность к условиям творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов (на примере вышивки). Интерпретирующий уровень характеризуется конструктивностью мышления избирательностью к конкретным видам и формам деятельности, выраженностью личного интереса к определенному творчеству. Для данного уровня характерны: анализ и творческой деятельности, осмысление полученных технологических знаний и умений, а так же опыта собственной творческой деятельности, их обобщение. Показателями интерпретирующего 42 |
ческой. При этом рассматривается закономерная линия от подражания копирования, через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству» (137, с.74). Данная точка зрения особенно важна для нашего исследования, так как процесс развития художественно-творческой деятельности студентов как раз и является подтверждением этого положения. Художественно-творческая деятельность студентов чаще всего имеет подражательный характер, что в данном контексте является естественным этапом на пути становления творческой индивидуальности студента. Наш подход к данной проблеме развития художественно-творческой деятельности соотносится и со взглядами Н.М. Гнатко (136, с.68) о последовательном преобразовании потенциальной творческости студентов в актуальную через механизм подражания. Таким образом, художественно-творческая деятельность развивается от подражания копирования, через твор1 зческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству. з Конечно, не все студенты в процессе развития художественно-творческой деятельности проходят вышеизложенные стадии. Чаще всего художественно-творческая деятельность студентов развивается от подражания копирования, через творческое подражание к подражательному творчеству. Мы в своей работе будем опираться и оперировать следующими уровнями развития художественно-творческой деятельности, опираясь на исследования В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина, Н.М. Яковлевой и других, подчеркивающих творческий характер профессионально-педагогической деятельности: 1 уровень репродуктивный (низкий); 2 уровень интерпретирующий (средний); 3 уровень продуктивный (высокий). Говоря об уровневости в развитии художественно-творческой деятельности, нам необходимо определить уровень как термин, обозначающий восходящие ступени в развитии качества для последовательного выявления движения данного явления к его полному и цельному завершению. Охарактеризуем каждый обозначенный нами уровень развития художественно-творческой деятельности. Репродуктивный уровень характеризуется репродуктивным мышлением, стереотипом реакций, размытостью интересов. Для данного уровня художественно-творческая деятельность характерна в плане элементарного знакомства, взаимодействия и восприятия ее основ, осмысления, анализа и точного воспроизведения или измененного повторения в собственной художественнотворческой деятельности студента. Показателем данного уровня является адаптивность к условиям художественно-творческой деятельности. Интерпретирующий уровень характеризуется избирательностью к конкретным видам и формам, конструктивностью мышления, выраженностью личного интереса. Для данного уровня характерны: теоретический анализ и оценка источников знаний художественно-творческой деятельности, осмысление полученных знаний, в том числе из опыта собственной художественнотворческой деятельности, их обобщение, апробация, моделирование предложенных схем художественно-творческой деятельности и т.д. Показателями интерпретирующего уровня являются: конструктивное встраивание в конкретную художественно-творческую деятельность, личностно-ценностные выборы, наличие личностно-значимых связей, личная успешность в данном виде художественно-творческой деятельности. Продуктивный уровень характеризуется сформированным художественным мышлением, широтой профессионально-личностного интереса, выражаемой устойчивой мотивацией, полной личностной самостоятельностью в процессе создания или восприятия конкретного продукта художественнотворческой деятельности. При этом студент может использовать уже готовые приемы, методы, средства художественно-творческой деятельности, но вкладывать в них свое личностное начало. Студент работает с готовыми приемами, методами, средствами лишь постольку, поскольку они соответствуют его твор |