человеком, с обществом, культурой и, превращаясь в художественные миры впродуктах художественного творчества, сохраняются на всех последующих ступенях человечества и у всех, населяющих землю народов» [65, с.343]. По нашему мнению потребности становятся условием формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов студентов ФТП, когда они отвечают следующим требованиям: • в структуре потребностей преобладают, доминируют внутренние потребности, связанные створческой деятельностью; • потребности творческой деятельности глубоко осознаны и устойчивы; • потребности творческой деятельности реально действуют, актуализируясь в практической работе. Следует отметить, что процесс актуализации требует длительной, целенаправленной работы в процессе формирования творческой деятельности как самих студентов ФТП, так и всех участников процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии. Мы считаем, что при систематической актуализации названных потребностей в процессе формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов потребности студентов ФТП постепенно переходят в глубоко осознанные и устойчивые. Конкретная практика актуализации потребностей будущих учителей технологии творческой деятельности по созданию декоративных изделий является необходимым условием эффективного усвоения творческой деятельности студентов, а также, их ориентации наличностное самопознание и самореализацию. 2) Рассмотрим следующее педагогическое условие, способствующее эффективному формированию творческой деятельности студентов по художественной обработке текстильных материалов диагностический подход к определению способностей студентов ФТП. Осуществление диагностического подхода к определению способностей студентов ФТП в творческой деятельности по художественной обработке |
моничного человека, сформированный в эстетическом сознании, сегодня начинает совпадать с объективным практическим запросом общественной жизни. Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт Бабушкин, Б.П. Юсов и другие считают, что в реализации данной цели ведущая роль принадлежит искусству. Потребности становятся условием развития художественно-творческой деятельности студентов, когда они отвечают следующим требованиям: • в структуре потребностей преобладают, доминируют внутренние потребности, связанные с художественно-творческой деятельностью; • потребности художественно-творческой деятельности глубоко осознаны и устойчивы; • потребности художественно-творческой деятельности реально действуют, актуализируясь в поведении, в реальных действиях, при этом процесс актуализации требует длительной, целенаправленной работы в процессе развития г художественно-творческой деятельности как самих студентов, так и всех уча:стников данного процесса, и всей культурно-образовательной среды. Таким образом, собственный опыт преподавания по развитию художественно-творческой деятельности студентов, наблюдение за работой других преподавателей и руководителей студий художественно-творческого направления на факультете индивидуальной специализации и в образовательном процессе Магнитогорского государственного университета показывают, что процесс развития художественно-творческой деятельности предоставляет возможность актуализации потребности студентов в данной деятельности. При этом под актуализацией мы понимаем процесс вызывания, возбуждения и поддержания ситуативных побуждений, потребностных состояний у студентов, направленных на осознание потребностей художественно-творческой деятельности, создание ситуаций, предоставляющих возможность удовлетворения этих потребностей в процессе данной деятельности. Мы считаем, что при систематичной актуализации ситуативных побуждений и потребностных состояний в процессе развития художественно-творческой деятельности потребности студентов постепенно 70 71 упрочиваются и переходят в глубоко осознанные и устойчивые. Конкретная практика актуализации потребностей студентов в художественно-творческой деятельности способствует их переходу от знаемых к реально действующим, что является необходимым условием ее развития, а также ориентирует студентов на личностное самопознание. Рассмотрим следующее педагогическое условие, способствующее развитию художественно-творческой деятельности студентов. Диагностический подход к определению способностей студентов. Одним из основных условий развития художественно-творческой деятельности студентов является осуществление диагностического подхода к определению способностей студентов в художественно-творческой деятельности. Диагностический подход призван: • оптимизировать процесс развития художественно-творческой деятельности студентов; • индивидуализировать данный процесс, выявляя индивидуальные склонности и способности каждого студента к конкретным видам художественно-творческой деятельности; • обеспечить в интересах оптимизации процесса развития художественно-творческой деятельности правильное определение результатов диагностики; • руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при определении общих и специальных способностей студентов к конкретному виду художественно-творческой деятельности. В настоящее время термин «диагностика» употребляется во многих областях науки и общественной практики: в технике, в социологии, в медицине, в психологии и педагогике. Слово «диагностика» образовалось от греческих корней «диа» и «гнозис» и понимается как «различительное познание» или «способный распознавать» (НО). Диагностика основывается на максимально объективной общественной информации о состоянии и качестве функционирования различных систем. Современное общенаучное представление понятия «диагно |